Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дементьевой Е.И., судей фио, фио, при помощнике Громовой Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от 10 февраля 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества адрес от 12 ноября 2020 года N 33-5-103810/20-(0)-1.
Обязать Департамент городского имущества адрес повторно рассмотреть заявление фио.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец Мискова А.А. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес о признании действий незаконными, обязании поставить на учет по улучшению жилищных условий, предоставить субсидию, в котором просила признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества адрес от 12.11.2020 года N 33-5-103810/20-(0)-1, обязать ответчика поставить на учет по улучшению жилищных условий и обязать ответчика предоставить истцу субсидию на улучшение жилищных условий.
В обоснование завяленных исковых требований истец ссылалась на то, что Мискова А. А. и иные члены ее семьи в составе 3-х человек, проживающие по адресу: адрес, а именно: фио - сын, фио - дочь, фио - брат обратились с запросом в адресМосквы о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В данном жилом помещении также зарегистрированы фио, фио, фио, которые не являются членами семьи истца.
Данная квартира является муниципальной и представляет собой жилое помещение площадью 58, 4 кв.м, иного жилья семья не имеет.
Уведомлением от 12.11.202 года N 33-5-103810/20-(0)-1 истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с указанием на то, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя из 4 человек составил 10, 7 кв.м, что более учетной нормы.
По мнению истца, произведенный ответчиком расчет составлен неверно, поскольку в уведомлении указано, что семья истца состоит из 7 человек, в то время как состав семьи - 4 человека, однако ответчиком учтены фио, фио и фио, которые не являются членами семьи истца, кроме того, данные лица также состоят на учете по улучшению жилищных условий, а именно: фио - учетное дело N 51-01-951400-1999-0129.0 от 02.08.1999г.; фио и фио - учетное дело N 51-01-951400-2002-0097.0 от 14.10.2002 г.
Ответчиком также было указано на то, что при условии того, что с адреса места регистрации заявителей уже была осуществлена постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время в условиях действующего жилищного законодательства постановку с данного адреса части семьи истца в составе 4 человек осуществить невозможно.
Ответчик ссылался на то, что фио - супруг истца является собственником 1/4 доли жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: адрес, где также зарегистрирована дочь истца фио, однако в этой квартире проживают и зарегистрированы иные собственники данной квартиры.
Истец Мискова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио
Ответчик Департамент городского имущества адрес в заседание судебной коллегии своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Истец Мискова А.А. в заседание судебной коллегии явилась, возражала по доводам апелляционной жалобы.
Учитывая, что предусмотренные законом меры по извещению ответчика о рассмотрении дела выполнены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Согласно п. 2 и 6 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей, а также вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника "жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя "жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Статьей 7 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" установлено, что "жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке установленном настоящим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лег; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления действий повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; признаны малоимущими в порядке, установленном законом адрес.
В соответствии со ст. 8 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодны для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону;
4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения.
Согласно ст. 20 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", при обеспечении заявителей жилыми помещениями с учетом размера площади занимаемых жилых помещений суммарная площадь всех жилых помещений должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти адрес, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.
В силу ст. 9 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Жители адрес вправе приобрести с помощью субсидии жилое помещение без ограничения его площади за счет собственных либо привлеченных средств, но не менее учетной нормы площади жилого помещения, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Согласно ст. 32 Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" решение о предоставлении субсидии принимают уполномоченные органы исполнительной власти адрес.
На основании решения о предоставлении уполномоченными органами исполнительной власти адрес субсидии заявителю выдается свидетельство о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, подтверждающее, что на индивидуальный блокированный целевой счет гражданина будет в установленном порядке перечислена полагающаяся заявителю субсидия. Срок действия свидетельства не может превышать шесть месяцев со дня вынесения решения о предоставлении субсидии.
Приобретенное с использованием субсидии жилое помещение должно быть оформлено в общую собственность всех членов семьи, на которых рассчитана субсидия. В течение месяца после оформления права собственности на приобретаемое с использованием субсидии жилое помещение граждане обязаны освободить и передать адрес занимаемое жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных законом. В случае отказа от освобождения ранее занимаемых жилых помещений либо совершения действий, указанных в части 4 настоящей статьи и препятствующих их освобождению, решение о предоставлении субсидии подлежит отмене, а средства, перечисленные в виде субсидии, - возврату в бюджет адрес.
С момента принятия решения о предоставлении субсидии заявители обязаны: не осуществлять сделок с освобождаемым жилым помещением, влекущих прекращение или изменение права собственности; не производить вселение родственников и иных лиц (кроме случаев вселения несовершеннолетних детей по месту жительства родителя, получения субсидии для приобретения жилого помещения в дополнение к занимаемому).
Субсидия считается использованной с момента перечисления денежных средств на индивидуальный блокированный целевой счет гражданина.
Жители адрес, не воспользовавшиеся предоставленной субсидией, подлежат восстановлению на жилищном учете с сохранением года постановки на учет при возврате субсидии в бюджет адрес.
Как усматривается из материалов дела, Мискова А. А. и иные члены ее семьи в составе 3-х человек: фио - сын, фио - дочь, фио - брат проживают по адресу: адрес.
В указанном жилом помещении также зарегистрированы фио, фио, фио, которые не являются членами семьи истца фио
Квартира по адресу: адрес, является муниципальной и представляет собой жилое помещение площадью 58, 4 кв.м.
31 октября 2020 года Мискова А.А. обратилась с запросом в Департамент городского имущества адрес о принятии ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Уведомлением от 12.11.2020 года N 33-5-103810/20-(0)-1 истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с указанием на то, что размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя из 4 человек составил 10, 7 кв.м, что более учетной нормы.
Как указал истец, произведенный ответчиком расчет составлен неверно, поскольку в уведомлении указано, что семья истца состоит из 7 человек, между тем, состав семьи истца - 4 человека, однако ответчиком учтены фио, фио и фио, которые не являются членами семьи истца. Указанные лица также состоят на учете по улучшению жилищных условий, фио - учетное дело N 51-01-951400-1999-0129.0 от 02.08.1999 г, фио и фио - учетное дело N 51-01-951400-2002-0097.0 от 14.10.2002 г.
В уведомлении от 12.11.2020 года N 33-5-103810/20-(0)-1 ответчиком было указано на то, что при условии того, что с адреса места регистрации заявителей уже была осуществлена постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время в условиях действующего жилищного законодательства постановку с данного адреса части семьи истца в составе 4 человек осуществить невозможно.
Департамент городского имущества адрес также указал, что фио - супруг истца является собственником 1/4 доли жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: адрес, где также зарегистрирована дочь истца фио, в этой квартире также проживают и зарегистрированы иные собственники данной квартиры.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь ст.ст. 10, 49, 51, 53 ЖК РФ, положениями Закона адрес от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требований истца и признании незаконным распоряжения Департамента городского имущества адрес от 12 ноября 2020 года N 33-5-103810/20-(0)-1, обязании Департамента городского имущества адрес повторно рассмотреть заявление фио и исходил из того, что суммарная площадь всех жилых помещений, находящихся в найме истца и членов ее семьи составляет меньше установленной нормы для помещений, находящихся в пользовании по договору социального найма, поскольку квартира, расположенная по адресу: адрес, не может учитываться при подсчете нормы жилой площади, приходящейся на истца и членов её семьи, так как ни истец, ни члены семьи истца в указанной квартире не проживают и каких-либо прав на данное жилое помещение не имеют. При этом, суд верно отметил, что лица, проживающие по адресу: адрес, обеспечены жилым помещением, и нуждающимися в настоящий момент не являются, на учет по улучшению жилищных условий документы в их отношении поданы не были, учитывая, что истец, и члены семьи истца не вселялись в жилое помещение по адресу: адрес, оно не должно учитываться при расчете совокупных площадей занимаемых квартир.
Кроме того, суд обоснованно обратил внимание на то обстоятельство, что фио состоит на жилищном учете в составе семьи из 1 человека, фио и фио состоят на жилищном учете в составе семьи из 2 человек, эти две семьи имеют отдельные учетные дела, зарегистрированы по месту жительства и проживают в том же жилом помещении, что и истец.
Отказывая в удовлетворении требования истца об обязании ДГИ адрес предоставить семье истца субсидию для приобретения или строительства жилых помещений, руководствуясь ст.ст. 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации, суд правомерно исходил из того, что решение о предоставлении субсидии принимают уполномоченные органы исполнительной власти адрес, а суд общей юрисдикции не вправе подменять органы исполнительной власти, поскольку это противоречит принципу разделения властей.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио по существу сводятся к изложению правовой позиции ответчика по настоящему делу и направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, оценку представленных доказательств и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела и в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, оснований не согласиться с оценкой представленных доказательств, произведенной судом первой инстанции, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда адрес от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.