Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Матлахова А.С., судей Моргасова М.М., Козиной Т.Ю., при помощнике судьи Стецурине Е.Ю., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Козиной Т.Ю. дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества г.Москвы на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 14 июля 2020 года, которым постановлено:
В иске Департамента городского имущества г. Москвы к Афониной Ольге Владимировне о понуждении к заключению договора аренды земельного участка отказать,
УСТАНОВИЛА:
Департамент городского имущества г.Москвы обратился в суд с иском к Афониной О.В. о понуждении к заключению договора аренды земельного участка.
Требования мотивировал истец тем, что на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0011003:2791 площадью 9 638 кв.м. по адресу: Москва, адрес, 2, 3 расположено нежилое здание с адресными ориентирами: адрес. Помещение с кадастровым номером 77:08:0011003:2784 общей площадью 14, 4 кв.м, расположенное в указанном здании, принадлежит на праве собственности ответчику. Ответчик в установленном порядке не обращалась в ДГИ г. Москвы за оформлением земельно-правовых отношений. 27.06.2019 ДГИ г. Москвы направил ответчику проект договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора. Афонина О.В. проект договора не подписала. Отсутствие ответа Афониной О.В. истец расценивает как уклонение от обязанности заключить договор аренды земельного участка.
Ссылаясь на нормы ст. 445 ГК РФ истец просил суд обязать Афонину О.В. заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:08:0011003:2791 площадью 9 638 кв.м, расположенного по адресу: Москва, адрес, 2, 3 на условиях проекта, приложенного к исковому заявлению.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе истец.
В заседание судебной коллегии явилась представитель третьего лица ГСК "Заря" по доверенности Куличкина Е.Ю, возражала против доводов жалобы.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, извещены.
Проверив материалы дела, выслушав представителя третьего лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Афониной О.В. на праве собственности принадлежит помещение - бокс N 295 площадью 14, 4 кв.м. по адресу: Москва, адрес, расположенное в трехэтажном здании.
27.06.2019 ДГИ г. Москвы направил в адрес Афониной О.В. проект договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора расположенного по адресу: Москва, адрес, 2, 3.
Распоряжением Исполкома Мосгорсовета депутатов от 11.11.1971 на указанном земельном участке разрешено строительство гаража-стоянки.
Афонина О.В. является членом ГСК "Заря", участники которого приняли решение об оформлении земельных прав ГСК "Заря" на участок, занимаемый боксами автовладельцев.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что требование ДГИ г. Москвы об обязании каждого владельца гаражного бокса заключить отдельный договор аренды земельного участка является преждевременным.
С выводами суда об отказе истцу в удовлетворении исковых требований коллегия соглашается.
Согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 432 ГК РФ, договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Статьей 39.20 Земельного кодекса РФ установлены основания и порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания и сооружения.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (часть 1).
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно ч. 6 ст. 39.20 ЗК РФ, любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора. В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
Пунктом 7 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что в течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.
Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 2 - 4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок (пункт 8).
Договор аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 настоящей статьи, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них (пункт 9).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что Афонина О.В. в Департамент городского имущества с заявлением о заключении договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора не обращалась.
Доказательства того, что истец направил ответчику подписанный проект договора, материалы дела не содержат.
Афониной О.В. указанный договор не был подписан. Сведений о том, что договор аренды земельного участка с множественностью лиц заключен с кем либо из собственников гаражных боксов по указанному выше адресу, в материалах дела не имеется.
Положения ч. 8 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ предусмотрено право Департамента городского имущества г.Москвы обратиться в суд с иском, а не обязанность ответчика заключить договор аренды.
Согласно разъяснениям, изложенным п. 19 Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в силу части второй пункта 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если в здании, расположенном на неделимом земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам - на праве хозяйственного ведения или всем лицам - на праве хозяйственного ведения, эти "лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами, с условием согласия сторон договора аренды на выступление в указанный договор иных правообладателей помещений в этом здании. При рассмотрении споров, связанных с приобретением таких земельных участков упомянутыми лицами, необходимо исходить из того, что договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен при условии участия в нем как нескольких владельцев помещений, так и одного из них. Заключение договора аренды с одним лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора в соответствии с положениями пункта 3 статьи 36 ЗК РФ. Понуждение к заключению договора аренды земельного участка в отношении отдельных владельцев помещений не допускается (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).
При этом стороной истца не представлено допустимых и относимых доказательств, что раздел спорного земельного участка и выдел земельного участка под гаражом-боксом невозможен, как того требуют положения ч. 2 ст. 39.20 ЗК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что ГСК до настоящего времени не оформил право пользования земельным участком, заявление истцу о заключении договора не подавал, коллегия отклоняет, поскольку исковые требования заявлены к Афониной О.В.
В соответствии с п. 6 ст. 39.20 ЗК РФ обязанность подписать договор возникает у собственника только при направлении ему подписанного проекта договора после обращения за подписанием договора от одного из сособственников.
Департамент направил не подписанный проект ответчику в нарушение п. 6 ст. 39.20 ЗК РФ. Иные собственники помещений с заявлениями о подписании договора к истцу не обращались.
Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения быть не могут, не опровергают выводов суда, направлены на иное толкование норм права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 14 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.