Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Коневой С.И.
при секретаре Аликсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-356/2020 по административному иску Башаровой Д.Г, действующей в интересах несовершеннолетнего Башарова Т.Р, к Департаменту образования и науки г.Москвы о признании незаконным и дискриминационным бездействия, обязании обеспечить право несовершеннолетнего ребенка на бесплатное дошкольное образование
по апелляционной жалобе административного истца Башаровой Д.Г. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2020 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Башарова Д.Г, действуя в интересах несовершеннолетнего ребенка Башарова Тимура, * года, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования и науки города Москвы о признании незаконным и дискриминационным бездействия, обязании административного ответчика обеспечить реализацию права несовершеннолетнего Башарова Т.Р. на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции Российской Федерации, путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда места в группе полного дня ГБОУ Школа N1356.
В обоснование заявленных требований истец указала на то, что 20 марта 2019 года подала в электронном виде заявление о зачислении несовершеннолетнего сына Башарова Т.Р, * года рождения, в детское дошкольное образовательное учреждение, однако такое место до настоящего времени ребенку не предоставлено.
17 июня 2020 года отец ребенка Башаров Р.Х. с целью реализации права ребенка на образование обратился в Департамент образования города Москвы с заявлением о предоставлении места в группе полного дня в ГБОУ Школа N1356.
29 июня 2020 года получен ответ об отказе в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении. Административный истец, полагая, что административный ответчик не исполняет возложенные на него законом обязанности, просила суд признать незаконным и дискриминационным бездействие ответчика в решении вопроса обеспечения несовершеннолетнего ребенка местом в группе полного дня ГБОУ Школа N1356; обязать ответчика реализовать право несовершеннолетнего ребенка на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда Башарову Т.Р, * года рождения, места в группе полного дня ГБОУ Школа N1356.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Башаровой Д.Г. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Башарова Д.Г. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы настоящего дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности Иванова А.В, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене постановленного судом решения.
Судом первой инстанции установлено, что Башарова Д.Г. является матерью несовершеннолетнего Башарова Т.Р, * года рождения.
20 марта 2019 года в установленном порядке на интернет-ресурс автоматизированной информационной системы "Зачисление в образовательное учреждение" было подано заявление на зачисление несовершеннолетнего Башарова Т.Р, * года рождения, в государственную образовательную организацию системы образования г.Москвы, выбрано приоритетное образовательное учреждение: ГБОУ Школа N1356, дополнительные образовательные учреждения: ГБОУ Школа N2006, ГБОУ Школа N2114, указан желаемый год поступления - 2020/2021 учебный год (л.д.49-50).
Заявление принято и ему присвоен номер * от 20 марта 2019 года, Башаров Т.Р, * года рождения, зарегистрирован в электронной очереди для поступления в дошкольное образовательное учреждение.
17 июня 2020 года отец ребенка Башаров Р.Х. направил в Департамент образования и науки г.Москвы обращение по вопросу устройства его сына в дошкольную группу образовательной организации.
29 июня 2020 года на указанное обращение получен ответ, которым заявителю разъяснен порядок формирования очередности по зачислению в детские образовательные учреждения, сообщено, что дошкольные группы государственных образовательных учреждений, выбранных в электронном заявлении, в настоящий момент укомплектованы полностью (л.д.15).
Судом установлено, что в настоящее время Башаров Т.Р, * года рождения, состоит в электронной очереди на зачисление в ГБОУ Школа N1356, ГБОУ Школа N2006, ГБОУ Школа N2114.
Согласно справке ГБОУ Школа N1356 от 8 октября 2020 года N332 по состоянию на 8 октября 2020 года в данной образовательной организации дошкольные отделения укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Согласно справке ГБОУ Школа N2006 по состоянию на 8 октября 2020 года в данной образовательной организации дошкольные отделения укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Согласно справке ГБОУ Школа 2114 по состоянию на 8 октября 2020 года в данной образовательной организации дошкольные отделения укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Согласно справке Департамента образования г.Москвы от 8 октября 2020 года государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, района Северное Бутово ЮЗАО г.Москвы, а также смежных районов по состоянию на 8 октября 2020 года укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Согласно справке Департамента образования г.Москвы от 8 октября 2020 года государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, на территории ЮЗАО г.Москвы, по состоянию на 8 октября 2020 года укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью, предусмотренной СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что реализация конституционного права малолетнего сына истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждения, однако административным истцом не представлено доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком возложенных на него функций, равно как и доказательств, подтверждающих предоставление места в дошкольном образовательном учреждении другому лицу с нарушением очереди, в которой состоит административный истец. Фактически требования истца направлены на предоставление места в выбранном ею образовательном учреждении в ЮЗАО г.Москвы в обход имеющейся очереди, что не только не предусмотрено законом, но и нарушает права других лиц, имеющих наряду с административным истцом - право на получение места в дошкольном образовательном учреждении.
При этом судом указано на то, что административный ответчик не отказывал истцу в предоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении. Департаментом образования города Москвы представлены доказательства его надлежащей деятельности по реализации права на образование сына административного истца.
Ни одним из пунктов Временных правил не предусмотрены сроки предоставления места в дошкольном образовательном учреждении, а представление места в ДОУ поставлено в зависимость от даты постановки на учет и количества претендентов, имеющих аналогичные гарантии.
Вместе с тем, судебная коллегия согласиться с обоснованностью выводов суда не может, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Частью 3 статьи 62 КАС РФ определено, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Между тем, с уд не применил приведенные законоположения сообразно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, согласно которым необходимым условием для отказа в удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о соответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и соблюдение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом именно административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
При этом суд не учел, что у Башарова Т.Р, * года рождения, имеются необходимые предпосылки для получения места в детском дошкольном образовательном учреждении, поскольку ребенок достиг требуемого возраста, зарегистрирован в электронной очереди, а его родителями предоставлены необходимые документы.
Федеральный законодатель, регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, предусмотрев, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, одновременно закрепил право родителей (законных представителей) ребенка в таком случае для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (части 3 и 4 статьи 67 Закона об образовании).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях города Москвы согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона г. Москвы от 20 июня 2001 года N25 "О развитии образования в городе Москве" относится к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области образования.
Департамент образования и науки города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (пункт 1 Положения о Департаменте образования и науки города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N447-ПП).
Министерством образования и науки России разработаны Рекомендации по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которые изложены в письме от 8 августа 2013 года N08-1063.
Согласно данным Рекомендациям при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).
Из материалов дела усматривается, что указанные Рекомендации административным ответчиком не соблюдены, свободные места в образовательных учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка административному истцу не предлагались, как не предоставлялась ей информация о возможности получения дошкольного образования для ребенка также в одной из вариативных форм.
Учитывая, что именно на административном ответчике лежит обязанность принять конкретные меры, направленные на обеспечение права несовершеннолетнего ребенка получать на общедоступной и бесплатной основе соответствующее образование по месту его проживания (пребывания), судебная коллегия признает незаконным бездействие Департамента образования и науки города Москвы, выразившееся в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении и возлагает на Департамент обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Башарову Т.Р. места в детском дошкольном образовательном учреждении полного дня, в том числе с предложением мест в образовательных учреждениях, близлежащих к месту жительства административного истца.
Таким образом, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в соответствии с положениями пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении административных исковых требований Башаровой Д.Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 18 ноября 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным бездействие Департамента образования и науки города Москвы в решении вопроса обеспечения несовершеннолетнего Башарова Т.Р, * года рождения, местом в группе полного дня дошкольного образования.
Возложить на Департамент образования и науки города Москвы обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Башарову Т.Р. места в детском дошкольном образовательном учреждении полного дня, в том числе с предложением мест в образовательных учреждениях, близлежащих к месту жительства административного истца.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.