Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В, судей Михайловой Р.Б, Коневой С.И, при секретаре Салиховой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к АНО "Центр развития личностных качеств "ЦПД" о ликвидации некоммерческой организации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-445/2020 года)
по апелляционной жалобе представителя административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве по доверенности Рахманина В.А. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2020 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителя административного истца по доверенности Рахманина В.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве (далее -Главное управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к АНО "Центр развития личностных качеств "ЦПД" (ОГРН *) о ликвидации некоммерческой организации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя свои требования тем, что с момента регистрации административный ответчик не представляет в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе от иностранных организаций; не размещает в сети Интернет и не предоставляет средствам массовой информации отчеты о своей деятельности. 05 мая и 09 июня 2020 года административному ответчику были вынесены письменные предупреждения об устранении нарушений законодательства, которые не обжаловались; выявленные нарушения законодательства административным ответчиком не устранены.
Решением Зеленоградского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Главного управления отказано
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить указанный судебный акт как незаконный, указывая на нарушение судом норм материального права, ошибочности выводов суда о том, что принятию судом решения о ликвидации юридического лица, допустившего в своей деятельности неоднократные грубые нарушения законодательства и не устранившего их, препятствует наличие у организации неисполненных обязательств перед бюджетом.
Относительно доводов апелляционной жалобы заинтересованным лицом Управлением Федеральной налоговой службы по Москве представлен отзыв об оставлении решения суда без изменения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Рахманина В.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть административного дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для его отмены в апелляционном порядке.
Так, согласно пунктам 3, 3.1, 3.2 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом
Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 года N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", который предусматривает, что названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (пункт 10 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
При рассмотрении административного дела установлено, что АНО "Центр развития личностных качеств "ЦПД" (ОГРН *) зарегистрирована в качестве юридического лица 03 сентября 2010 года, о чем произведена запись в ЕГРЮЛ.
Запись об административном ответчике также внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве за учетным номером *.
При осуществлении контрольных функций в отношении ответчика Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве выявлено, что с 2011 года ответчик не представляет в уполномоченный орган отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе от иностранных организаций; с 2011 года не размещает в сети Интернет и не предоставляет средствам массовой информации отчет о своей деятельности, в связи с чем в адрес ответчика были направлены письменные предупреждения от 05 марта и 09 июня 2020 года об устранении нарушений законодательства в сроки, соответственно, до 27 апреля и 07 августа 2020 года.
Предупреждения АНО "Центр развития личностных качеств "ЦПД" не исполнены; выявленные нарушения законодательства не устранены; доказательств, свидетельствующих о продолжении своей деятельности, ответчиком также не представлено.
Согласно отзыву заинтересованного лица, АНО "Центр развития личностных качеств "ЦПД" имеет задолженность перед бюджетом по уплате обязательных платежей (штраф в размере сумма за непредоставление налоговой декларации).
Отказывая в удовлетворении заявленных контрольным органом требований, суд исходил из того, что, несмотря на допущенные ответчиком неоднократные грубые нарушения требований законодательства о некоммерческих организациях, наличие у организации неисполненных обязательств перед бюджетом по уплате штрафа препятствует принятию судом решения о прекращении деятельности организации в качестве юридического лица, ее ликвидации с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку в связи с ликвидацией АНО "Центр развития личностных качеств "ЦПД" утратит право- и дееспособность, что приведет к невозможности проведения расчетов с бюджетной системой Российской Федерации и безосновательному прекращению для организации обязанности по уплате штрафа; согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате обязательных платежей прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации.
Судебная коллегия с правомерностью указанных выводов суда согласиться не может, так как из буквального толкования пункта 3 статьи 61 ГК РФ с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении Пленума от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что допущенные ответчиком неоднократные, грубые нарушения требований законодательства о некоммерческих организациях, установленных статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в отсутствие сведений об их устранении являются основанием для ликвидации юридического лица по решению суда, которая в такой ситуации рассматривается как соразмерная допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Действующее законодательство, вопреки суждениям суда, основанным на его неверном толковании, не ставит ликвидацию некоммерческой организации, допустившей в своей деятельности неоднократные грубые нарушения закона, по иску государственного органа в зависимость от наличия (отсутствия) у юридического лица неисполненных обязательств перед бюджетной системой Российской Федерации; нормы статьи 44 НК РФ препятствием принятию судом решения о ликвидации организации не являются, так как касаются выполнения обязанностей по осуществлению ликвидации.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции изложенного не учел, как и установленные по делу фактические обстоятельства о том, что выявленные в деятельности Организации контрольным органом нарушения не устранены, несмотря на предупреждения и настоящее судебное разбирательство; сведений о продолжении деятельности организации, намерении устранить выявленные нарушения законодательства, представить уполномоченному органу соответствующие отчеты и сведения, в связи с чем пришел к ошибочному выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований без соответствующего правового обоснования этому.
По мнению судебной коллегии, оценивающей собранные по делу доказательства в их совокупности и руководствующейся нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения, с учетом выявленных административным истцом грубых и неоднократных нарушений в деятельности некоммерческой организации, об устранении которых сведений не представлено, установлены основания для применения такой исключительной меры как ликвидация юридического лица по решению суда, что является соразмерным допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям; законодательных препятствий этому не установлено.
При таких данных, решение суда на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2020 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить, ликвидировать АНО "Центр развития личностных качеств "ЦПД" (ОГРН *) и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.