Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Михайловой Р.Б., при секретаре Кулик Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осадчей Веры Владимировны к Управлению Росреестра по Москве об оспаривании решений, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-9/2020)
по апелляционным жалобам административного истца Осадчей В.В. и представителя административного ответчика по доверенности Арутюнян И.С. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2020 года о частичном удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения административного истца Осадчей В.В. и ее представителя по доверенности Данеевой Т.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осадчая В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Москве, в котором с учетом уточнения требований в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ просила признать незаконными и отменить решения N77/009/221/2019-179 от 14 июня и 16 сентября 2019 года о приостановлении государственной регистрации права и об отказе в регистрации права соответственно, обязать административного ответчика зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: г. Москва, уд. *, вл. *.
В обоснование заявленных требований административный истец указывала на то, что является собственником жилого дома, расположенного на вышеозначенном земельном участке; последний выделялся ей в пользование как члену ДСК им. Ларина; Осадчая В.В. полагала, что представила регистрирующему органу все необходимые документы и сведения, подтверждающие правомерность пользования земельным участком, в связи с чем препятствий для осуществления государственной регистрации права и законных оснований для ее приостановления у административного ответчика не имелось; представленная ДСК им. Ларина справка удостоверяет ее права на земельный участок.
Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2020 года административное исковое заявление Осадчей В.В. удовлетворено частично; признаны незаконными оспариваемые заявителем решения Управления Росреестра по Москве от 14 июня 2019 года и 16 сентября 2019 года о приостановлении и отказе в государственной регистрации права Осадчей В.В. на земельный участок с кадастровым номером * по адресу: г. Москва, уд. *, вл. *; на Управление Росреестра по Москве возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о государственной регистрации права; в остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об изменении данного судебного решения в той его части, которой судом на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Осадчей В.В. о государственной регистрации права, отказано в удовлетворении требования об обязании Управления Росреестра по Москве зарегистрировать право на земельный участок; в обоснование доводов заявитель указывает на то, что решение в данной части принято с нарушением норм процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ставит вопрос об отмене как незаконного указанного судебного акта в части, которой судом частично удовлетворены заявленные административные исковые требования; в обоснование доводов заявитель указывает на ошибочность выводов суда о несоответствии оспариваемых решений регистрирующего органа требованиям действующего законодательства, нарушении норм материального права; настаивает на том, что заявитель не представила документы-основания, из числа указанных в статье 49 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимого имущества", в подтверждение прав на спорный земельный участок.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 июня 2020 года решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2020года отменено в части удовлетворения требований, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Осадчей В.В.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 30 июня 2020 года отменено как принятое с существенными нарушениями норм материального права; административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Московский городской суд.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца Осадчей В.В. и ее представителя Данеевой Т.Н, поддержавших доводы своей апелляционной жалобы и возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При рассмотрении административного дела установлено, что испрашиваемый земельный участок не исключен из оборота, находится в едином массиве земель ДСК им. Ларина, который был образован в системе рабочего жилищного строительного кооператива транспортников в 1931 году с отводом земельного участка адрес в бессрочное пользование, что утверждено актом президиума коммунистического исполнительного комитета 29 апреля 1931 года.
Устав ДСК им. Ларина зарегистрирован 15 июня 1932 года. В соответствии с этим уставом ДСК создан в целях освоения свободных городских и пригородных земельных участков в порядке отвода их органами коммунального хозяйства и организации на них коллективных садов и огородов. В дальнейшем из общей площади предоставленного кооперативу участка неоднократно производились изъятия земельных участков различной площади, как на нужды города, так и в качестве неосвоенных частей. На основании постановления ЦИК и СНК СССР от 19 октября 1937 года за ДСК им. Ларина как за кооперативом, погасившим госссуду, в бесспорном порядке закреплен земельный участок площадью * га на тех же основаниях (бессрочное пользование).
Согласно новому уставу ДСК в редакции от 27 февраля 1940 года ДСК им. Ларина имеет право получить в отводимом городским советом или земельными органами для дачного строительства районе земельные участки в бессрочное пользование и возводить на них дачные и служебные строения.
Решением исполнительного комитета Краснополянского районного Совета депутатов трудящихся от 29 ноября 1946 года установлены фактические границы ДСК в натуре, утвержден план землепользования.
Временным удостоверением Московского земельного комитета от 10 декабря 1992 года установлен факт использования ДСК им. Ларина земельного участка адрес в адрес.
Согласно выписки из протокола общего собрания членов ДСК им. Ларина от 16 сентября 1990 года административный истец принята в члены ДСК им. Ларина и ей передано дачное строение по адрес * * закреплением на праве бессрочного пользования земельного участка под ним и паенакопление; из дубликата справки ДСК им. Ларина от 20 сентября 1997 года следует, что Осадчая В.В. является членом ДСК им. Ларина с 16 сентября 1990 года, имеет дачное строение по вышеуказанном адресу на вышеозначенном земельном участке, пай выплачен полностью.
Осадчей В.В. на праве собственности принадлежит жилой дом на данном земельном участке.
Осадчая В.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с вышеозначенным кадастровым номером; одновременно с заявлением административный истец представила справку ДСК им. Ларина от 18 мая 2019 года о закреплении за ней как членом кооператива данного земельного участка, справку ДСК им. Ларина от 3 августа 1992 года, дубликат справки ДСК им. Ларина от 20 сентября 2017 года, свидетельство о праве собственности на жилой дом от 29 мая 2008 года, распоряжение ДГИ от 21 февраля 2014 года, кадастровый паспорт на земельный участок от 10 сентября 2014 года, акт от 28 апреля 1941 года, инвентаризацию земель и ведение земельного кадастра на территории ДСК им. Ларина от 29 июня 1995 года.
Решением Управления Росреестра по Москве за N77/009/221/2019-179 от 14 июня 2019 года государственная регистрация права по заявлению Осадчей В.В. приостановлена на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" со ссылкой на то, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
Решением Управления Росреестра по Москве за N77/009/221/2019-179 от 16 сентября 2019 года в осуществлении государственной регистрации права по заявлению Осадчей В.В. отказано на основании статьи 27 названного Федерального закона со ссылкой на то, что в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав; не представлены документы, подтверждающие предоставление административному истцу спорного земельного участка. Регистрирующим органом указано на то, что представленная справка ДСК им. Ларина не является документом, удостоверяющим право на землю ввиду того, что ДСК им. Ларина не является органом, уполномоченным на предоставление земельных участков.
Разрешая требования Осадчей В.В. и удовлетворяя их частично, суд исходил из того, что оспариваемые решения Управления Росреестра по Москве законными и обоснованными не являются; административным ответчиком в связи с приостановлением государственной регистрации не указаны конкретно причины этого сообразно требованиям закона и способ устранения препятствий регистрации для ее осуществления.
Для целей восстановления нарушенных прав заявителя суд посчитал необходимым возложить на Управление Росреестра по Москве обязанность повторно в установленном порядке рассмотреть заявление административного истца, от законного разрешения которого и правового анализа представленных заявителем в подтверждение права на земельный участок документов Управление по существу уклонилось.
Оснований не согласиться с выводами суда о том, что оспариваемые административные акты не соответствуют требованиям закона и приняты административным ответчиком с нарушением прав заявителя, у судебной коллегии не имеется; они подтверждаются материалами административного дела, соответствуют фактическим обстоятельствам и законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношениям; подтверждены доказательствами, верно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ и доводами апелляционной жалобы административного ответчика не опровергаются.
Так, порядок признания и оформления ранее возникших прав на землю урегулирован нормами Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), статья 3 которого предусматривает, что оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, сроком не ограничивается (пункт 3); гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4); государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 9); если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным
законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (п. 9.1).
Согласно статье 49 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности осуществляется на основании следующих документов: 1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок (часть 1).
Таким образом, включая в перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок, акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания, пункт 4 части 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает представление и иных документов, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на указанный земельный участок.
Пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшим до 1 марта 2015 года, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется.
Согласно частям 3, 4 статьи 1, части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для ее осуществления.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Оценивая применительно к изложенному собранные по административному делу доказательства в их совокупности, судебная коллегия находит, что суд пришел к верному выводу о том, что регистрирующий орган в рассматриваемом случае безосновательно приостановил государственную регистрацию права собственности заявителя на спорный земельный участок и отказал в регистрации права; из представленных административным истцом документов следует, что за Осадчей В.В. до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в связи с членством в ДСК им. Ларина был закреплен спорный земельный участок, в связи с чем документы, исходящие от данного кооператива, подтверждающие правомерность пользования земельным участком, имеют особое юридическое значение как правоустанавливающие документы и могут являться основанием для регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок.
Разрешая в данной части спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям; верно распределил бремя доказывания между сторонами; принял законное и обоснованное решение о признании данных административных актов незаконными; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Москве не могут повлиять на содержание постановленного судом решения в указанной части; они правильности определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений не опровергают, основаны на неверном толковании заявителем приведенных в апелляционной жалобе положений действующего законодательства.
Несогласие административного ответчика с выводами суда, другая оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом при принятии решения в указанной части норм материального права.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств в настоящем случае согласно закону, вопреки аргументам административного ответчика, отсутствуют; нарушений статьи 84 КАС РФ при оценке собранных по делу доказательств не допущено, она признается судебной коллегией надлежащей.
В то же время заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что отказ в удовлетворении требований Осадчей В.В. об обязании Управления Росреестра по Москве зарегистрировать право на земельный участок не соответствует положениям статьи 227 КАС РФ, фактическим обстоятельствам дела и той судебной оценке, которую получили представленные административным истцом в подтверждение права на земельный участок документы, исходящие от ДСК им. Ларина, имеющие доказательственное значение для правильного разрешения настоящего дела; судебная коллегия соглашается с тем, что в ситуации, когда орган государственной власти уже уклонился от законного разрешения заявления о регистрации права, возложение на административного ответчика обязанности его повторно рассмотреть не отвечает задачам административного судопроизводства и о восстановлении нарушенных прав заявителя свидетельствовать не может.
При таких данных, решение суда в данной части законным и обоснованным не является, на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об обязании Управления зарегистрировать право собственности Осадчей В.В. по заявлению 04 июня 2019 года на земельный участок с кадастровым номером *.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к отмене или изменению решения суда в остальной части, в том числе безусловных, не установлено, заявителями жалоб не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2020 года в части, которой суд обязал Управление Росреестра по Москве повторно рассмотреть заявление Осадчей В.В. и отказал в удовлетворении требований в остальной части отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым обязать Управление Росреестра по Москве зарегистрировать право собственности Осадчей Веры Владимировны по заявлению 04 июня 2019 года на земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: г. Москва, уд. *, вл. *, удовлетворив апелляционную жалобу Осадчей В.В.
В остальной части решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Росреестра по Москве по доверенности Арутюнян И.С. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.