Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Михайловой Р.Б.
при секретаре Кулик Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-181/2020 по административному иску Ананьевой Т.М, Андросова А.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве о признании незаконными решений, обязании осуществить учет изменений объекта недвижимости
по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве, подписанной представителем по доверенности Суховым Д.А, на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2020 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Ананьева Т.М, Андросов А.С, уточнив заявленные требования, обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее - Управление Росреестра по г.Москве) о признании незаконным приостановления государственного кадастрового учета и регистрации прав, признании незаконным решения апелляционной комиссии, признании незаконным отказа в учете изменений границ земельного участка, обязании учесть изменения границ земельного участка.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером *, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - огородничество, площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: * в ? доле каждый. Согласно выписке из ЕГРН граница земельного участка не установлена в соответствии требованиями земельного законодательства. В целях внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка административные истцы обратились в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственном кадастровом учете изменений границ земельного участка. Уведомлением от 17 января 2020 года N77/20-4378 административный ответчик приостановил государственный кадастровый учет изменений земельного участка. Не согласившись с указанным решением о приостановлении, Ананьева Т.М. и Андросов А.С. обратились в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации прав. Решением апелляционной комиссии от 29 января 2020 года N 148/2020 их жалоба была отклонена. В качестве основания принятых решений административный ответчик указал на выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с нарушением п. 70 Требований. Административные истцы не согласны с такими решениями, поскольку границы земельного участка определяются на основании правоустанавливающих документов; межевой план соответствует предъявленным к нему требованиям; границы земельного участка определены на местности более 15 лет, ранее не уточнялись, существуют с 1992 года. Таким образом, административные истцы, уточнив заявленные требования, просили:
- признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве от 17 января 2020 года N 77/20-4378 о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка;
- признать незаконным решение апелляционной комиссии от 29 января 2020 года N148/2020 по обжалованию решения о приостановлении осуществления государственной регистрации кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- признать незаконным и отменить решение от 1 июля 2020 года N 77/20-61618 об отказе в учете изменений объекта недвижимости;
- возложить на Управление Росреестра по г. Москве обязанность учесть изменения границ земельного участка с кадастровым номером * площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: * в соответствии с границами, указанными в межевом плане.
Решением Щербинского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2020 года административные исковые требования удовлетворены. Указанным решением постановлено:
признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве от 17 января 2020 года N 77/20-4378 о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка;
признать незаконным решение апелляционной комиссии от 29 января 2020 года N 148/2020 по обжалованию решения о приостановлении осуществления государственной регистрации кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
признать незаконным и отменить решение от 1 июля 2020 года N 77/20-61618 об отказе в учете изменений объекта недвижимости;
обязать Управление Росреестра по г. Москве учесть изменения границ земельного участка с кадастровым номером * площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: * в соответствии с границами, указанными в межевом плане.
В апелляционной жалобе административный ответчик Управление Росреестра по г.Москве ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административных истцов Андросова А.С, Ананьевой Т.М. по доверенности Кондратьевой В.М, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Статьей 14 названного Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
7) межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона) (часть 2).
В силу статьи 22 данного Федерального закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе в случае, если такой доступ может быть обеспечен путем установления сервитута (часть 6).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10).
Частью 1 статьи 43 указанного Федерального закона определено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.
Требования к межевым планам, оформленным в электронной форме в виде файлов в формате ХМL -схем, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Согласно пункту 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Ананьева Т.М. и Андросов А.С. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером *, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - огородничество, площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: * в ? доле каждый. Согласно выписке из ЕГРН граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Административные истцы обратились в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственном кадастровом учете изменений границ земельного участка.
Уведомлением от 17 января 2020 года N77/20-4378 административный ответчик приостановил государственный кадастровый учет изменений земельного участка.
Не согласившись с указанным решением о приостановлении, Ананьева Т.М. и Андросов А.С. обратились в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Решением апелляционной комиссии от 29 января 2020 года N 148/2020 жалоба заявителей отклонена.
1 июля 2020 года N 77/20-61618 решением Управления Росреестра по г.Москве Ананьевой Т.М, Андросову А.С. отказано в учете изменений объекта недвижимости.
В качестве основания принятых решений административный ответчик указал на выполнение кадастровых работ по уточнению местополжения границ земельного участка с нарушением пункта 70 Требований, а также части 10 статьи 22 Закона о регистрации, отсутствие в межевом плане реквизитов в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
По мнению административного ответчика, документы, включенные в состав приложения межевого плана, не подтверждают прохождение уточненной границы земельного участка.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в соответстви с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно части 2 статьи 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О кадастровой деятельности" при уточнении местоположения границ земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, местоположение границ этих земельных участков определяется с использованием утвержденных в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории либо другого устанавливающего распределение земельных участков в границах такой территории документа (при наличии данных проектов или документа), а также с учетом требований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, собранные по делу доказательства в их совокупности, суд указал на то, что межевой план, составленный кадастровым инженером и представленный Ананьевой Т.М. и Андросовым А.С. в Управление Росреестра по г. Москве, отвечает требованиям действующего законодательства. Местоположение границ земельного участка кадастровым инженером определено по фактическим границам, существующим на местности более 15 лет, закрепленным с использованием объекта искусственного происхождения - забора, границы которого закреплены на местности. К межевому плану приложены документы, в том числе правоустанавливающие, подтверждающие существование и происхождение границ спорного земельного участка, ситуационный план земельного участка, подписанный Главой администрации поселения Московский, схема планировки территории ОНТ "*", утвержденная решением общего сорания от 17 сентября 2005 года (л.д.26), а равно акт согласования местоположения границ земельного участка со смежными землепользователями (л.д.23об, 78).
С учетом изложенного, суд пришел к выводу об отсутствии у административного ответчика законных оснований для отказа в осуществлении действий по уточнению границ земельного участка, принадлежащего административным истцам.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного ответчика не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что из межевого плана невозможно определить, когда и на основании каких документов земельный участок был образован, а, следовательно, обосновать определенное местоположение границ, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела, из которых следует, что принадлежащий Ананьевой Т.М, Андросову А.С. земельный участок поставлен на кадастровый учет 25 декабря 1992 года, его границы в соответствии с требованиями действующего законодательства не определены, что вызвало необходимость обращения в орган регистрации прав, при этом м естоположение границ земельного участка определено по фактическим границам, существующим на местности более 15 лет, объектом искусственного происхождения - забором, границы которого закреплены на местности. К межевому плану приложены ситуационный план земельного участка, подписанный Главой администрации поселения Московский, схема планировки территории ОНТ "*", утвержденная решением общего сорания от 17 сентября 2005 года, а равно акт согласования местоположения границ земельного участка со смежными землепользователями, то есть представлены данные, которые суд счел достаточными для осуществления действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении указанного земельного участка.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щербинского районного суда г. Москвы от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.