Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Михайловой Р.Б., Коневой С.И., при секретаре Анохиной А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Джангировой Надежды Андреевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения, обязании устранить допущенные нарушения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2а-593/2020)
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя административного истца по доверенности Королёвой А.А. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2020 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителя административного истца по доверенности Королёвой А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джангирова Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Москве, в котором с учетом уточнения требований в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ (л.д. 106-107) просила признать незаконным решение, оформленное уведомлением N77/999/001/2020-655325 от 20.02.2020 года, о приостановлении государственной регистрации права общей долевой собственности на помещение с кадастровым номером * по адресу: адрес; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, зарегистрировать право общей долевой собственности Джангировой Н.А. на указанный объект недвижимости на основании поданного заявления и представленных документов.
В обоснование заявленных требований административный истец указывала на то, что регистрационные действия по ее заявлению приостановлены безосновательно; право собственности на помещение зарегистрировано за прежним владельцем без каких-либо ограничений, в том числе на распоряжение, никем не оспорено; какие-либо технико-экономические характеристики помещения не изменились; в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и/или при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и/или сведения о которых внесены в установленном законом порядке в государственный реестр недвижимости, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 года N 819-ПП (далее - Перечень) здание, в котором расположено помещение, не включено.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Джангировой Н.А. отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель административного истца по доверенности Королёва А.А. просит об отмене данного судебного акта как незаконного.
Исследовав материалы дела, в том числе приобщенное на основании статьи 308 КАС РФ вступившее в законную силу решение Тверского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2021 года, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Королевой А.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, сочтя возможным в соответствии со статьями 150, 152, 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, проверив решение, судебная коллегия находит, что имеются предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для его отмены в апелляционном порядке.
Так, при рассмотрении административного дела установлено, что Джангиров А.А. и административный истец состоят в браке с 24 июля 2014 года.
Согласно записям ЕГРН за Джангировым А.А зарегистрировано право общей долевой собственности на помещение с кадастровым номером *, назначение - нежилое, общей площадью * кв.м, по адресу: адрес (доля в праве 9/20).
Между супругами 13 февраля 2020 года заключен брачный договор, удостоверенный 13.02.2020 Никоновой И.А, временно исполняющей обязанности нотариуса адрес Макаренко А.А, реестровый номер 77/337-п/77-2020-2-473, по условиям которого установлен режим раздельной собственности и определено, что вышеуказанное имущество, приобретенное супругами в период брака и оформленное на имя Джангирова А.А, становится личной собственностью Джангировой Н.А. (л.д. 45-52).
19.02.2020 Никонова И.А, временно исполняющая обязанности нотариуса адрес Макаренко А.А, направила в Управление Росреестра по Москве документы и заявление 77/999/001/2020-655325 для осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности Джангировой Н.А. (перехода права) на указанный объект недвижимости (л.д. 53) в соответствии с брачным договором.
Решением Управления Росреестра по Москве, оформленным Уведомлением от 20.02.2020 N77/999/001/2020-655325, государственная регистрация права Джангировой Н.А. приостановлена на основании пунктов 6, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" со ссылкой на то, что согласно имеющимся в Управлении сведениям здание, расположенное по адресу: адрес, в котором находится вышеуказанное помещение, внесено в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 года N 819-ПП; в целях устранения обстоятельств, препятствующих государственной регистрации, Управлением направлено обращение в Госинспекцию по недвижимости с просьбой разъяснить, обладает ли заявленный к регистрации Объект признаками самовольной постройки (л.д. 8).
Из письма Госинспекции по недвижимости от 28.02.2020 в ответ на обращение Управления Росреестра следует, что в приложении N2 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" учтено как обладающее признаками самовольного строительства здание с кадастровым номером *, составной частью которого является принадлежащее административному истцу помещение (л.д. 55).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемое Джангировой Н.А. решение соответствует требованиям закона и принято в пределах компетенции органа государственной власти, без нарушения прав административного истца; в отсутствие разрешительной документации административный ответчик правомерно приостановил регистрацию права на спорное помещение, в отношении которого установлены сведения о том, что оно обладает признаками самовольного строительства.
Вместе с тем, согласиться с обоснованностью данных суждений и выводов суда не представляется возможным, они не соответствуют нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения и не учитывают должным образом фактические обстоятельства дела.
Так, согласно пунктам 6 и 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в случае, если: представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
При рассмотрении дела не установлено, что представленные на регистрацию документы не являлись подлинными, а равно не ясно, в чем заключается их недостоверность.
Напротив, никем не оспаривается, что требования к документам, представляемым для осуществления государственной регистрации прав, которые установлены статьей 21 названного Федерального закона, в рассматриваемых правоотношениях заявителем не нарушены.
Как подтверждается материалами административного дела, для государственной регистрации представлен Брачный договор от 13.02.2020, в отношении которого у Управления Росреестра по городу Москве не возникло замечаний относительно оформления его в соответствии с требованиями закона, его достоверности и подлинности; брачный договор не оспорен, недействительным не признан.
Кроме того, административным ответчиком в нарушение части 11 статьи 226 КАС РФ не представлены доказательства направления каких-либо межведомственных запросов, отсутствие ответа на которые явилось бы основанием приостановления государственной регистрации; непосредственно на заявителя административный ответчик также не возлагал обязанность представить какие-либо дополнительные документы.
Как справедливо указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 июля 2001 года N 154-О, государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно статье 14 названного Федерального закона государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть1); основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2).
Именно в связи с указанным для целей проведения предусмотренной законом правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для ее приостановления либо для отказа в ее осуществлении к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для ее осуществления (часть 4 статьи 18, статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Сторонами не отрицается, что непосредственно спорное помещение самовольной постройкой не признано, судебных актов о его сносе, демонтаже, приведении в соответствии с разрешительной документацией не принималось, как и запретов на эксплуатацию здания, в котором оно расположено (для целей обеспечения безопасности) и на совершение регистрационных действий со спорным имуществом компетентными органами.
Помещение поставлено на кадастровый учет с определенными технико-экономическими характеристиками, в отношении которых каких-либо расхождений в сравнении с данным ЕГРН не установлено; площадь помещения соответствует документации кадастра недвижимости об объекте и не изменялась.
Права на помещение в таких объемах и размерах зарегистрированы в установленном порядке, в частности, те, о регистрации которых на себя просит административный истец в связи с заключением брачного договора с Джангировым А.А.; права последнего согласно записям ЕГРН на распоряжение спорным имуществом не ограничены и не обременены; договор купли-продажи, по которому приобреталось супругами указанное имущество, и последующие сделки с помещением не оспорены.
При регистрации в 2018 году прав Джангирова А.А. на спорное помещение Управление Росреестра по Москве по результатам правовой экспертизы не усмотрело к этому каких-либо препятствий, несмотря на наличие вышеозначенных сомнений о законности возведения здания и информационное сообщение Госинспекции по недвижимости от 06 сентября 2016 года о недопущении регистрационных действий с объектом и его составляющими (л.д 75).
Проведение Управлением Росреестра по Москве правовой экспертизы ранее проведенной государственной регистрации права собственности законом не предусмотрено; полномочиями ставить под сомнение зарегистрированные права собственника при проведении государственной регистрации перехода прав новому правообладателю административный ответчик не наделен, как и правом признавать здание или спорное помещение объектами самовольного строительства.
Сами по себе аргументы регистрирующего органа о том, что здание, в котором расположено помещение, обладает признаками самовольного строительства, включено в соответствующий Перечень, применительно к пунктам 6 и 9 части 1 статьи 26 названного Федерального закона основанием приостановления совершения испрашиваемых заявителем регистрационных действий не являются.
Решение о юридической судьбе помещения, обладающего признаками самостоятельного строительства, принимается по иску заинтересованного лица судом (статья 222 ГК РФ) и не зависит от регистрации прав на объект, в частности, на имя нового собственника; решение об удовлетворении требований о сносе самовольной постройки является основанием для внесения записи в ЕГРН о прекращении права собственности, о чем прямо разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
При таких данных, оценивая собранные по административному делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ применительно к нормам материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда о соответствии оспариваемого решения Управления Росреестра по Москве требованиям закона и его принятии без нарушения прав административного истца; напротив, усматривается, что регистрирующий орган исключительно формально уклонился от законного разрешения заявления, по надуманным основаниям приостановив осуществление регистрационных действий.
Также судебная коллегия учитывает, что вступившим в законную силу решением Тверского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2021 года признано незаконным решение Управления Росреестра от 20 февраля 2020 года о приостановлении совершения регистрационных действий по аналогичным основаниям (пункты 6 и 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") по заявлению Джангировой Н.А, основанному на вышеозначенном брачном договоре от 13 февраля 2020 года, о регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение с кадастровым номером *, также из состава здания по адресу: адрес.
Таким образом, решение суда законным и обоснованным быть признано не может, на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с вынесением нового судебного акта о признании незаконным оспариваемого административного акта от 20 февраля 2020 года с возложением на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав Джангировой Н.А, рассмотреть заявление административного истца о регистрации в установленном порядке и сроки.
Оснований обязывать регистрирующий орган зарегистрировать право Джангировой Н.А. на спорное помещение судебная коллегия не усматривает, поскольку разрешение такого рода вопросов относится к исключительной компетенции органа государственной власти (административного ответчика), подменять который суд при разрешении административных дел в порядке главы 22 КАС РФ не вправе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве, оформленное уведомлением от 20 февраля 2020 года N77/999/001/2020-655325, о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером *.
Обязать Управление Росреестра по Москве устранить допущенное нарушение прав заявителя - рассмотреть заявление Джангировой Н.А. от 19 февраля 2020 года о регистрации права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером * в установленном порядке и сроки.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.