Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ставича В.В, судей Коневой С.И, Смолиной Ю.М, при секретаре Карасевой Ю.А, рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Коневой С.И, административное дело по апелляционной жалобе Цикарадзе О.И. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 января 2021 года по административному делу N 2а-63/2021 по административному исковому заявлению Цикарадзе О.И. к Департаменту образования и науки г. Москвы о признании незаконными действия (бездействие), обязании создать и предоставить место в группе полного дня в ГБОУ Школа N 1056,
УСТАНОВИЛА:
Цикарадзе О.И, действующая в интересах несовершеннолетней дочери Ц.С.И, обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие Департамента образования и науки г. Москвы, выразившиеся в непредоставлении Ц.С.И. места в дошкольном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания; возложить обязанность предоставить место в группе полного дня в ГБУ Школа N 1056.
В обоснование доводов указала, что обратилась в Департамент образования и науки г. Москвы с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении. В качестве приоритетного образовательного учреждения была выбрана ГБУ Школа N 1056.
На обращение был дан ответ, в котором указывалось на необходимость ожидания очереди на место в запрашиваемом дошкольном образовательном учреждении. До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении Ц.С.И. не предоставлено. Полагает, что оспариваемым бездействием нарушается право ее дочери на получение дошкольного образования.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 13 января 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Цикарадзе О.И. просит об отмене решения суда, поскольку считает, что приведенным доводам не было дано надлежащей оценки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Цикарадзе О.И. является матерью Ц.С, 18.11.2017 года рождения.
В установленном порядке на интернет ресурсе автоматизированной информационной системы "Зачисление в образовательное учреждение" она 18 декабря 2018 года подала заявление на зачисление Ц.С. в государственную образовательную организацию системы образования города Москвы, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Заявление Цикарадзе О.И. принято и ему присвоен номер N4510 0025 6141 8431. Заявителем были указаны желаемые дошкольные образовательные учреждения: ГБОУ Школа N 1056 (приоритетное), дополнительные образовательные учреждения: ГБОУ Школа N 1286, ГБОУ Школа N 1298 "Профиль Куркино". Цикарадзе О.И. зарегистрирована в электронной очереди для поступления в дошкольную группу указанного учреждения.
Согласно справке ГБОУ Школа N1056 от 16 декабря 2020 года N 819 по состоянию на 16 декабря 2020 года в данной образовательной организации дошкольные отделения укомплектованы полностью.
Согласно ответу Департамента образования и науки г. Москвы от 20 августа 2020 N 01-56/ОП/03-1500/20, данному на обращение Цикарадзе О.И, дошкольные группы государственных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, выбранных в электронном заявлении, укомплектованы полностью в соответствии с предельной наполняемостью.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что незаконное бездействие Департамента образования и науки г. Москвы отсутствует.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (п. 2 ч. 1 ст. 3).
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (ст. 5 указанного закона).
В соответствии со ст. 9, ч. 5 ст. 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями детей.
В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч. 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4).
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях г. Москвы согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона г. Москвы от 20.06.2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве" относится к полномочиям органов исполнительной власти г. Москвы в области образования.
В силу подпунктов 2 и 3 ст. 14, п. 3 ст. 9 Закона города Москвы от 20.12.2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в городе Москве, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг; Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.
Департамент образования города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей города Москвы, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (п. 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 г. N 447-ПП).
Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в г. Москве.
Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки РФ от 08.08.2013 г. N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям в личный кабинет на Портале. Родителям предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (п. 19). При отказе родителей или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (п. 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (п. 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (п. 22).
Аналогичные положения содержатся во Временных правилах регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы.
Материалами дела подтверждено, что у Цикарадзе О.И. имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган).
В связи с этим у Департамента образования возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 67 Закона об образовании.
Однако мер к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении Департаментом образования предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания ребёнка, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм Цикарадзе О.И, как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем существенно были нарушены права ребёнка на бесплатное дошкольное образование.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием по данному делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 января 2021 года отменить.
Принять по данному делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента образования и науки г. Москвы, выразившееся в непредоставлении Ц.С.И. места в дошкольном образовательном учреждении.
Возложить на Департамент образования и науки г. Москвы рассмотреть вопрос о предоставлении Ц.С.И. места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания дочери Цикарадзе О.И. - Ц.С.И.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.