Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, с участием прокурора Клевцовой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Русаковой Елены Леонидовны о признании незаконным бездействия Московской городской избирательной комиссии по назначению выборов депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 на 15 августа 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Русакова Е.Л. обратилась в Московский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что 8 сентября 2019 года состоялись выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва, в том числе по одномандатному избирательному округу N 37 (далее - округ N 37), депутатом по которому был избран *. 16 августа 2020 года * умер.
Русакова Е.Л, зарегистрированная и проживающая по месту жительства на территории округа N 37, 20 декабря 2020 года объявила о своем намерении баллотироваться кандидатом в депутаты по указанному округу, в связи с чем у неё возник законный интерес приобрести статус депутата Московской городской Думы седьмого созыва в установленный законом срок. Кроме того, административный истец как житель района, входящего в избирательный округ N 37, желает иметь в Московской городской Думе представителя от территории, на которой она проживает.
Поскольку * умер 16 августа 2020 года, дополнительные выборы в Московскую городскую Думу седьмого созыва по правилам п. 8 ст. 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, которым является день смерти депутата, то есть не позднее 15 августа 2021 года.
При этом решение о назначении выборов согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" должно быть принято не позднее чем за 90 дней до дня голосования, то есть не позднее 17 мая 2021 года.
Между тем Московской городской избирательной комиссией (далее - МГИК) по состоянию на 18 мая 2021 года дополнительные выборы назначены не были, чем нарушается активное и пассивное избирательное право Русаковой Е.Л.
Учитывая изложенное, первоначально истец просил определить срок, не позднее которого Московская городская избирательная комиссия должна назначить выборы депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 на 15 августа 2021 года.
18 июня 2021 года Московская городская избирательная комиссия приняла решение N 150/1, которым, среди прочего, назначены на 19 сентября 2021 года в одномандатном избирательном округе N 37 дополнительные выборы депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу.
В связи с принятием административным ответчиком решения о назначении выборов, административный истец, уточнив заявленные требования, просит признать незаконным бездействие МГИК по назначению выборов депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 на 15 августа 2021 года.
Административный истец в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель административного истца Рыбин А.В. указал, что, несмотря на принятие МГИК решения о назначении выборов депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37, заявитель полагает, что имело место бездействие МГИК по своевременному назначению выборов.
Представитель административного ответчика Московской городской избирательной комиссии по доверенности Голышев И.А. просил в удовлетворении требований отказать, поскольку сроки и порядок назначения дополнительных выборов не нарушены, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв на исковое заявление.
Суд, выслушав представителей сторон, прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Пунктом 3 статьи 20, пунктами 1, 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являясь государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы и референдумы организуют и проводят комиссии.
В силу пункта 8 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.
Указанным положениям корреспондируют положения статьи 82 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы", в соответствии с которой, в случае досрочного прекращения полномочий депутата Московской городской Думы, избранного по одномандатному избирательному округу, организующая выборы избирательная комиссия назначает в данном избирательном округе дополнительные выборы.
Согласно п. 19 ч. 3 ст. 7 Закона г. Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" п ри проведении выборов депутатов Московской городской Думы Городская комиссия назначает и организует повторные и дополнительные выборы депутатов Московской городской Думы.
В силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Таким образом, в случае досрочного прекращения полномочий депутата Московской городской Думы МГИК должна назначить дополнительные выборы депутата в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Соответствующее решение должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, вместе с тем, если дополнительные выборы, в том числе с учетом приведенных сроков, в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва не могут быть назначены на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.
Таким образом, действующее избирательное законодательство возлагает на МГИК необходимость принятия решения о назначении дополнительных выборов и устанавливает сроки принятия такого решения в зависимости от дня досрочного прекращения полномочий депутата.
Основания для досрочного прекращения полномочий депутата Московской городской Думы предусмотрены в ст. 4 Закона г. Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы", согласно п. "м" ч. 1 которой по лномочия депутата Думы прекращаются досрочно в случаях смерти депутата Думы.
Частью 2 статьи 4 этого же Закона предусмотрено, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата Думы, за исключением случая, предусмотренного пунктом "и" части 1 настоящей статьи, оформляется постановлением Думы, в котором определяется день прекращения полномочий депутата Думы.
Соответственно, законодателем прямо предусмотрено, что само по себе наступление события, являющегося основанием для прекращения полномочий депутата Московской городской Думы, в том числе смерть депутата Думы, не является основанием для назначения МГИК дополнительных выборов. Такое решение принимается МГИК на основании решения о досрочном прекращении полномочий депутата Думы, оформленного постановлением Московской городской Думы.
Из материалов дела следует, что 16 августа 2020 года умер депутат Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 *
Постановлением Московской городской Думы от 30 сентября 2020 года N 72 полномочия депутата Московской городской Думы * постановлено считать досрочно прекращенными. Постановление вступило в силу со дня его принятия.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" указанные выборы назначены на 19 сентября 2021 года.
В соответствии с положениями пункта 8 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ дополнительные выборы депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37 также назначены на 19 сентября 2021 года, то есть на день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва.
Данные выборы назначены в пределах одного года со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу N 37.
Решение о назначении дополнительных выборов принято МГИК 18 июня 2021 года то есть не ранее чем за 100 дней (11 июня 2021 года) и не позднее чем за 90 дней (21 июня 2021 года) до дня голосования, в связи с чем говорить о бездействии МГИК по своевременному назначению выборов депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 37, то есть об уклонении от своевременного принятия соответствующего решения, не представляется возможным.
В такой ситуации, принимая во внимание, что решение административного ответчика принято в пределах установленной законом компетенции, без нарушения сроков его принятия, в соответствии с федеральным и региональным законодательством, регулирующим правоотношения в указанной сфере; дата принятия решения о проведении дополнительных выборов соответствует положениям пункта 8 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175, 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Русаковой Елены Леонидовны отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 8 июля 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.