Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Михалевой Т.Д, с участием прокурора фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2001/2021 по административному исковому заявлению Русаковой Елены Леонидовны к Московской городской избирательной комиссии о признании незаконным и недействующим решения от 18.06.2021 о назначении дополнительных выборов депутата Мосгордумы по округу N 37 в части слов "N37" пунктов 1 и 2 решения,
УСТАНОВИЛ:
Русакова Е.Л. обратилась с указанным иском, с учетом уточнений просит о признании незаконным и недействующим решения от 18.06.2021 о назначении дополнительных выборов депутата Мосгордумы по округу N 37 в части слов "N37" пунктов 1 и 2 указанного решения.
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что 8 сентября 2019 года состоялись выборы депутатов Московской городской Думы, в том числе, по кругу N 37, депутатом по которому был избран фио, умерший 16.08. 2020
Русакова Е.Л, зарегистрированная и проживающая по месту жительства на территории округа N 37, 20.12.2020 объявила о своем намерении баллотироваться кандидатом в депутаты по указанному округу, 24.06.2021 в окружную избирательную комиссию N 37 подала документы о своем выдвижении.
Тем самым, у административного истца возник законный интерес в том, чтобы в установленный законом срок приобрести статус депутата Думы и осуществлять соответствующие полномочия в течении всего срока, а кроме того, Русакова Е.Л. согласно статьям 2 и 32 Конституции Российской Федерации имеет право быть представленной в региональном парламенте и осуществлять свое конституционное право управления делами государства через своего представителя.
Между тем, оспариваемое решение по назначению даты выборов, на который будет избран депутат Московской городской Думы по округу N 37, по мнению административного истца, не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку полномочия умершего депутата Думы в силу п. "м" ч. 1 и ч. 2 статьи 4 Закона адрес от 13 июля 1994 года N14-60 прекращены со дня его смерти 16.08.2020, и соответственно в силу п.1 статьи 4, пункта 8 статьи 71 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ день, на который должны быть назначены дополнительные выборы депутата Московской городской Думы от округа N 37 является 15.08.2021.
Русакова Е.Л. считает, что административный ответчик незаконно принял решение, назначив дату выборов не в установленный законом срок, а в существенно более поздний, что нарушает конституционные права и конвенциональное право истца быть в кратчайший срок избранной депутатом Думы, а также иметь своего представителя в региональном парламенте.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждено в судебном заседании представителем административного истца по доверенности Рыбиным А.В, который уточненные требования поддержал в полном объеме, дополнительно просил обратить внимание суда на то, что датой смерти депутата фио является 16.08.2020, которая совпадает с датой прекращения его полномочий.
Представитель административного ответчика Московской городской избирательной комиссии по доверенности фио просил в удовлетворении требований отказать, поскольку сроки и порядок назначения дополнительных выборов не нарушены, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв на исковое заявление.
Суд, выслушав представителей сторон, прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Пунктом 3 статьи 20, пунктами 1, 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) предусмотрено, что избирательные комиссии субъекта Российской Федерации, являясь государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной названным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации, обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
В силу пункта 8 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.
Указанным положениям корреспондируют положения статьи 82 Закона адрес от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс адрес", в соответствии с которой, в случае досрочного прекращения полномочий депутата Московской городской Думы, избранного по одномандатному избирательному округу, депутата представительного органа местного самоуправления, избранного по одномандатному избирательному округу, организующая выборы избирательная комиссия назначает в данном избирательном округе дополнительные выборы.
В силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
В соответствии с пунктом 10 статьи 71 этого же Закона повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" указанные выборы назначены на 19 сентября 2021 года.
Согласно части 2 статьи 4 Закона адрес "О статусе депутата Московской городской Думы" решение о досрочном прекращении полномочий депутата Думы, за исключением случая, предусмотренного пунктом "и" части 1 настоящей статьи, оформляется постановлением Думы, в котором определяется день прекращения полномочий депутата Думы.
Исходя из буквального толкования этой статьи, прекращение полномочий депутата Московской городской Думы законодатель связывает с вынесением постановления, в котором определяется день прекращения полномочий депутата.
При рассмотрении дела судом установлено, что Московской городской Думой 30.09.2020 принято постановлением "О досрочном прекращении полномочий депутата Московской городской Думы фио" (л.д. 28).
Решением Московской избирательной комиссии от 18 июня 2021 года N150/1 "О назначении дополнительных выборов депутатов Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам" на 19 сентября 2021 года назначены дополнительные выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва в одномандатных избирательных округах N 19 и N37" (л.д. 24).
Решение административного ответчика принято в пределах установленной законом компетенции на правомочном заседании и по процедуре принятия соответствует положениям абзаца 2 части 1, части 2 статьи 9 Закона адрес "О Московской городской избирательной комиссии", что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
Принимая во внимание, что Московская городская Дума постановление "О досрочном прекращении полномочий депутата Московской городской Думы фио" приняла 30.09.2020г, учитывая положения пункта 8 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ, в соответствии с которой дополнительные выборы в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва назначаются на день голосования на этих выборах, суд считает, что дата проведения дополнительных выборов депутата Московской городской Думы по одномандатному избирательному округу N 37 - 19.09.2021. соответствует установленному законом сроку.
С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемое решение Московской городской избирательной комиссии от 18.06.2021 N 150/1 принято уполномоченным на то органом, без нарушений процедуры принятия, в соответствии с федеральным и региональным законодательством, регулирующим правоотношения в указанной сфере, указанная дата проведения дополнительных выборов соответствует положениям пункта 8 статьи 71 Федерального закона N 67-ФЗ, отвечает принципу единого дня голосования, обеспечивает возможность участия в голосовании избирателей, минимизирует организационные и материально-финансовые затраты на подготовку и проведение выборов, а потому оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь статьями 241, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Русаковой Елены Леонидовны к Московской городской избирательной комиссии о признании незаконным и недействующим решения от 18.06.2021 о назначении дополнительных выборов депутата Мосгордумы по округу N 37 в части слов "N37" пункта 1 и 2 решения отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд через Московский городской суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.