Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гайтаева А.Ю., поданную на постановление судьи Замоскворецкого районного суда Москвы от 31 мая 2021 года, которым гражданин ** Хаидаров С признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
** года в отношении гражданина ** Хаидарова С. инспектором службы 2 о\п УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москвы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Гайтаев А.Ю. просит об отмене судебного акта, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе отсутствие у Хаидарова С. возможности из - за введенных ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции выехать за пределы Российской Федерации по истечении срока пребывания; незаконное рассмотрение дела судьей в отсутствие переводчика и защитника; суровость назначенного наказания, без учета личности Хаидарова С, положительно характеризующегося по месту жительства и работы, наличия у него на иждивении малолетних детей, один из которых является инвалидом, отсутствия отягчающих вину обстоятельств.
В судебное заседание Хаидаров С. не доставлен, содержится в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по г. Москве, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о рассмотрении жалобы в своем присутствии не просил.
Защитник Гайтаев А.Ю. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Гайтаева А.Ю, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Частью 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлено, что нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в ч.2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела **ода в 08 часов 30 минут по адресу: адрес (вестибюль адрес метрополитена) в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками был выявлен гражданин ** Хаидаров С, прибывший в Российскую Федерацию 09 марта 2020 года в порядке, не требующем получения визы, который по истечении установленного законом срока пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Хаидарова С. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; рапортом сотрудника полиции; протоколом об административном задержании; сведениями АС ЦБДУИГ в отношении Хаидарова С.; данными базы Территорпия; иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Хаидарова С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела гражданин ** Хаидаров С. поставлен на миграционный учет до 08 марта 2021 г.
На указанный момент действовал Указ Президента Российской Федерации N 274 от 18 апреля 2020 г. "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно пп. а п. 1 которого на период с 15 марта 2020 г. по 15 июня 2021 г. включительно течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период было приостановлено.
Вместе с тем Указом Президента РФ от 15.12.2020 N 791 "О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274.
В частности установлено, что действие подпунктов "а", "в" и "г" пункта 1 и пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" по истечении 90 суток с даты вступления в силу настоящего Указа не распространяется на лиц, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, в случае если на дату вступления в силу настоящего Указа с таким иностранным государством возобновлено транспортное сообщение, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство (пп. а п. 2 Указа Президента Российской Федерации N 791 от 15.12.2020).
Приложением N1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 635-р Перечень иностранных государств, граждане которых и лица, имеющие вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в которых, могут въезжать в Российскую Федерацию из этих государств через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее Перечень).
20 сентября 2020 г. в указанный Перечень Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2020 N 2406-р внесена адрес.
Следовательно, указанной даты с указанным государством Российской Федерацией авиасообщение было возобновлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что гражданин ** Хаидаров С. законных мер к продлению срока своего пребывания на территории Российской Федерации после 08 марта 2021 г. не предпринял, его дальнейшее нахождение в России являлось незаконным.
Объективных и достоверных доказательств, подтверждающих отсутствие у Хаидарова С. реальной возможности выехать с территории Российской Федерации после 08 марта 2021 г. материалы дела не содержат и к жалобе не представлено.
Таким образом, названные действия Хаидарова С. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Приведенный в жалобе довод о нарушении прав Хаидарова С. на защиту, связанном с отсутствием переводчика и защитника нельзя признать состоятельным. Согласно положениям ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика обеспечивается лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу.
Приведенная норма направлена на реализацию участвующими в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющими языком лицами возможности понимать суть совершаемых в ходе производства по делу действий и в полной мере пользоваться своими процессуальными правами. При этом речь в названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях идет именно о лицах, не владеющих языком, на котором ведется производство по делу.
В данном случае материалы дела свидетельствуют о том, что Хаидаров С. владеет языком, на котором ведется производство по делу, о чем он указал в своих письменных объяснениях при составлении протокола об административном правонарушении.
При рассмотрении дела судьей районного суда также не отрицал владение русским языком, о чем собственноручно расписался в подписке о разъяснении прав.
Изложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что Хаидаров С. владеет русским языком и понимал суть происходящего в ходе производства по делу, а также текст и смысл подписываемых им документов.
Также необходимо отметить, что в ходе производства по делу Хаидарову С. были разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе право пользоваться юридической помощью защитника, что подтверждается подписью Хаидарова С. в протоколе об административном правонарушении и расписке о разъяснении прав (л.д. 2, 15).
Таким образом, в случае необходимости воспользоваться услугами защитника Хаидаров С. был вправе заявить соответствующее ходатайство, однако данным правом не воспользовалась.
Оснований для назначения Хаидарову С. защитника по инициативе судьи районного суда не имелось, так как обеспечение судом участия в производстве по делу об административном правонарушении адвоката или иного лица, оказывающего юридическую помощь, нормами КоАП РФ не предусмотрено. Приглашение защитника во всех случаях является правом лица, в отношении которого ведется такое производство.
Обстоятельств, которые бы препятствовали Хаидарову С. реализовать свое право на участие защитника при составлении протокола об административном правонарушении по делу не установлено.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не допущено.
Административное наказание назначено Хаидарову С. в пределах санкции ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 3.10, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, назначенное наказание является справедливым.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления в части назначенного судьей Замоскворецкого районного суда г. Москвы наказания в виде административного выдворения.
В соответствии с положениями ч. 2 ст.1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Указом Президента РФ от 15.06.2021 N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 16 июня 2021 г. до 30 сентября 2021 г. включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации (пп. а п. 2 Указа).
С учетом этого постановление судьи Замоскворецкого районного суда Москвы от 31 мая 2021 года в отношении Хаидарова С. подлежит изменению путем исключения из назначенного судом наказания в виде административного выдворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 31 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Хаидарова Са изменить: исключить из него указание о назначении Хаидарова Са административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Освободить Хаидарова Са из Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по г. Москве.
В остальной части постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы оставить без изменения, жалобу защитника Гайтаева А.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.