Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ** Е.В. в интересах "Авкон Джет АГ" на решение судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением дознавателя ОД и АП пограничного контроля ФСБ России N18927250060200005533 от 22 октября 2020г. "Авкон Джет АГ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ** руб.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, защитник ** Е.В. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой поставлен вопрос об их отмене, прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указал на отсутствие в действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку возложение на работодателя ответственности за отсутствие у сотрудника российской визы не основано на нормах действующего законодательства.
Защитник "Авкон Джет АГ" ** Ю.В. в судебное заседание явилась, доводы жалобы поддержала. Пояснила, что авиакомпания привлечена за действия физического лица. Авиакомпания сообщает сотрудникам правила перелета.
Представитель ОПК ФСБ России в МАП Внуково ** Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, пояснив, что принимают все меры, чтобы все служащие знали, что они должны соблюдать закон, правила и процедуры государства, в пределах которого выполняются полеты. Гражданка ** включена в члены экипажа, но не приняты меры авиакомпании по соблюдению законодательства.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных ст.18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.
Статьей 6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ установлено, что выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
При этом основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт, служебный паспорт.
В целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, других прав и свобод граждан Российской Федерации, для осуществления их защиты и покровительства за пределами Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. N 1752 введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт и служебный паспорт, являющиеся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (далее именуются - паспорта граждан Российской Федерации).
Порядок оформления паспорта гражданина Российской Федерации, являющегося основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации установлен главой второй Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Согласно ФЗ от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Согласно положениям ст. 24 данного Закона иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границы Российской Федерации" основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
В соответствии с ч.2 ст. 79 Воздушного кодекса РФ (далее ВК РФ) международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу ст. 82 ВК РФ на прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из Российской Федерации и следующие транзитом с посадкой на территории Российской Федерации воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж, грузы и почту, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 "Конвенции о международной гражданской авиации" (с изм. и доп, вступившими в силу на 01.01.2000) законы и правила Договаривающегося государства, относящиеся к допуску на его территорию или отправлению с его территории пассажиров, экипажа или груза воздушных судов, такие, как правила, касающиеся въезда, выпуска, иммиграции, паспортного и таможенного контроля и карантина, соблюдаются такими пассажирами и экипажем или от их имени, а также в отношении груза при прибытии, убытии или во время нахождения на территории этого государства.
В силу п.п. 3.1.1 Приложения 6 к данной Конвенции эксплуатант принимает меры к тому, чтобы все служащие, будучи за границей, знали, что они должны соблюдать законы, правила и процедуры государств, в пределах которых выполняются полеты.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, 01 октября 2020 года в 19 часов 32 минуты, в воздушном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенном по адресу: г. Москва, ул. **, аэропорт "Внуково", при осуществлени пограничного контроля членов экипажа воздушного судна рейса N ** авиакомпании "**", прибывшего из г. **, Французской Республики, выявлена гражданка Австрийской Республики **), ** года рождения, предъявившая заграничный паспорт Австрийской Республики N **, в котором отсутствовала виза Российской Федерации. Тем самым нарушила правила пересечения государственной границы РФ, предусмотренные ч. 1 ст. 6 ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ, ст. 9, ч. 2 ст. 11 Закона РФ "О государственной границе РФ". Согласно генеральной декларации, гражданка ** совершила административное правонарушение, исполняя возложенные на нее должностные обязанности члена экипажа воздушного судна N ** авиакомпании "**".
Действия "Авкон Джет АГ" (" Avcon Jet AG ") правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.
Факт совершения "Авкон Джет АГ" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, и его вина подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, а именно: протоколом об административном правонарушении; рапортом должностного лица дознавателя отделения дознания и административной практики ** А.А.; показаниями свидетелей ** Т.А. и ** И.С.; копиями паспорта гражданки Австрийской Республики **).
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом и судьей районного суда допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены должностным лицом, судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы должностного лица, а также судьи районного суда о виновности "Авкон Джет АГ" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным при рассмотрении настоящего дела.
Не согласиться выводами должностного лица, судьи районного суда оснований не имеется.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом, судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Утверждение заявителя о том, что на "Авкон Джет АГ" возложены обязанности только по информированию членов экипажа о правилах въезда, которые были выполнены, а не обязанность обеспечивать наличие у членов экипажа визой, является несостоятельным.
Согласно КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В соответствии с п.п. 3.1.1 Приложения 6 вышеуказанной Конвенции эксплуатант принимает меры к тому, чтобы все служащие, будучи за границей, знали, что они должны соблюдать законы, правила и процедуры государств, в пределах которых выполняются полеты.
Вместе с тем материалы дела не содержат и заявителем не представлено доказательств того, что "Авкон Джет АГ" были приняты меры по недопущению нарушения их сотрудником миграционного законодательства. При отсутствии визы, тем не менее сотрудник "Авкон Джет АГ" ** включена в состав экипажа.
Довод о неверной квалификации действий "Авкон Джет АГ" основан на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного, вышеописанные действия "Авкон Джет АГ" образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 руб. назначено "Авкон Джет АГ" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, данных о личности виновного.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых постановлений, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление дознавателя ОД и АП пограничного контроля ФСБ России N18927250060200005533 от 22 октября 2020г. об административном правонарушении в отношении "Авкон Джет АГ" (" Avcon Jet AG ") по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, решение судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2020 г, оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Козлов И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.