Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ТСЖ "Курчатовское" на постановление судьи Хорошевского районного суда адрес от 6 октября 2020 года, которым
товарищество собственников жилья "Курчатовское", ОГРН: 1037739844603, ИНН: 7734502952, юридический адрес: адрес, ранее не привлекавшееся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
УСТАНОВИЛ:
19 августа 2020 года консультантом Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия адрес (Мосгорнаследие) фио в отношении ТСЖ "Курчатовское" (далее также - Товарищество) был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.7.13 КоАП РФ.
Постановлением судьи Хорошевского районного суда адрес от 6 октября 2020 года ТСЖ "Курчатовское" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В своей жалобе на данное постановление Товарищество в лице своего законного представителя - председателя правления фио просит его отменить, производство по делу прекратить по доводам, изложенным в жалобе.
Законный представитель ТСЖ "Курчатовское" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания не направил.
При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя Товарищества в порядке ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Курчатовское" является управляющей организацией здания (жилого дома) по адресу: адрес.
Решением секции N 1 "Историко-культурная экспертиза объектов, заявленных к включению в реестр объектов недвижимого культурного наследия" Историко-культурного экспертного совета от 19 февраля 2009 года, утверждённого приказом Мосгорнаследия от 05.05.2009 N 164, здание по адресу: адрес, принято под государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия адрес "Ансамбль "Академгородок лаборатории N 2 АН СССР", 1945-1949 гг, арх. фио, фио - Три жилых дома" (далее также - Объект).
26 августа 2019 года Мосгорнаследием выдано предписание ТСЖ "Курчатовское" с требованием проведения работ по сохранению Объекта в части жилого дома по адресу: адрес, а именно: обеспечить демонтаж несогласованного навесного оборудования с главных фасадов жилого дома по адресу: адрес, в срок до 1 марта 2020 года; выполнить работы по сохранению жилого дома по адресу: адрес, (в части общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе по входным группам, фасадам, пилонам ворот) по согласованной Мосгорнаследием проектной документации в порядке, установленном в адрес, и разрешению Мосгорнаследия в срок до 15 июля 2019 года.
В ходе проведения мероприятия по государственному надзору за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия 29 июля 2020 года по адресу: адрес, должностным лицом Мосгорнаследия установлено, что работы по сохранению Объекта Товариществом не проведены, навесное оборудование не демонтировано, о чем был составлен акт осмотра N 450/2020и-АО проведения выездной внеплановой проверки в отношении ТСЖ "Курчатовское".
Таким образом, ТСЖ "Курчатовское" не предприняло всех необходимых мер, направленных на сохранение жилого дома (здания) по адресу: адрес, являющегося выявленным объектом культурного наследия адрес, допустив нарушения требований ст.ст. 33, 40, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что 29 июля 2020 года по адресу: адрес, выявлено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.13 ч. 3 КоАП РФ, совершённое ТСЖ "Курчатовское" в форме бездействия.
Вина юридического лица - ТСЖ "Курчатовское", вопреки доводам жалобы, подтверждается исследованными материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 19 августа 2020 года N 16-216 АД 2020; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объекта культурного наследия от 16 июля 2020 года N 450/2020и; актом осмотра объекта культурного наследия от 29 июля 2020 года N 450/2020и-АО с материалами фотофиксации; другими материалами дела.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности выявленных объектов культурного наследия (в том числе регионального значения).
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении требований к сохранению и использованию выявленных объектов культурного наследия регионального значения, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и адрес.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу положений ст. 43 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ под реставрацией памятника или ансамбля понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу положений ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
е использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В случае обнаружения при проведении работ на земельном участке в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, в границах которого располагается объект археологического наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, осуществляют действия, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи 47.2 настоящего Федерального закона.
В случае, если содержание или использование объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта культурного наследия и (или) предмета охраны данного объекта культурного наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, устанавливаются следующие требования:
к видам хозяйственной деятельности с использованием объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия либо к видам хозяйственной деятельности, оказывающим воздействие на указанные объекты, в том числе ограничение хозяйственной деятельности;
к использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия при осуществлении хозяйственной деятельности, предусматривающие в том числе ограничение технических и иных параметров воздействия на объект культурного наследия;
к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ТСЖ "Курчатовское" имело возможность для соблюдения требований сохранения, охраны и использования объектов культурного наследия, однако данные требования выполнены не были.
Доводы жалобы о том, что судья районного суда необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, вследствие чего лишил Товарищество возможности предоставить свой отзыв по делу, приложить какие-либо доказательства и т.п, подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку по смыслу ст. 24.4 КоАП РФ судья вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Требования ст. 24.4 КоАП РФ судьями нижестоящих судебных инстанций выполнены, свои выводы об отказе в удовлетворении ходатайства судья районного суда мотивировал в определении от 6 октября 2020 года. Обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение данные выводы, не имеется.
Иные доводы в жалобе о невиновности ТСЖ "Курчатовское" в совершении правонарушения, являются несостоятельными, поскольку направлены на переоценку доказательств в выгодном для заявителя свете, и не свидетельствуют об отсутствии вины ТСЖ "Курчатовское" в совершении инкриминируемого ему деяния.
Вместе с тем, согласиться с размером назначенного ТСЖ "Курчатовское" наказанием в виде административного штрафа не представляется возможным в силу следующего.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не сумма прописью (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Из представленного ранее стороной защиты бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 года усматривается, что за 2019 год убытки Товарищества составили сумма, за 2020 года - сумма.
Согласно справке ПАО "Сбербанк" по состоянию на 18 мая 2021 года на расчетном счете ТСЖ "Курчатовское" имеется остаток денежных средств в размере сумма
С учетом изложенного, считаю возможным изменить постановление судьи районного суда в части размера применённого к ТСЖ "Курчатовское" административного наказания и снизить размер административного штрафа до сумма.
Согласно положениям п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу ТСЖ "Курчатовское" - удовлетворить частично.
Постановление судьи Хорошевского районного суда адрес от 6 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников жилья "Курчатовское" (ОГРН: 1037739844603, ИНН: 7734502952, юридический адрес: адрес) изменить: снизить размер назначенного ТСЖ "Курчатовское" наказания в виде административного штрафа до сумма.
В остальной части постановление судьи Хорошевского районного суда адрес от 6 октября 2020 года оставить без изменения, жалобу ТСЖ "Курчатовское" - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.