Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Концепт Груп" по доверенности Кириченко Д.В. на постановление судьи Нагатинского районного суда Москвы от 25 января 2021 года, которым ООО "Концепт Груп" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
25 ноября 2020 года консультантом юридической Службы управы района Братеево города Москвы Л.С. составлен протокол об административном правонарушении N 241 по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Концепт Груп".
Дело передано на рассмотрение в Нагатинский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Концепт Груп" просит судебное постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, вина ООО "Концепт Груп" представленными материалами не доказана; проверка, осуществленная органом муниципального контроля, произведена с грубым нарушением установленных законом требований; протокол осмотра и протокол об административном правонарушении составлены в отсутствие законного представителя либо защитника Общества.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представителем управы района Братеево г. Москвы по доверенности Ткаченко Л.С. направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие стороны.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления судьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-NCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введен режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ).
Пунктом 5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г. (Приложение 6 к настоящему указу).
В соответствии с пп. 2.2.1 и 2.2.2 Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей (Приложение N 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в редакции от 22.06.2020), с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны соблюдать следующие требования: использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц; использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, * г, в * час. * мин, по адресу: *, ООО "Концепт Груп" допустило нахождение в помещении, в котором осуществляется торговая деятельность (магазин "*"), сотрудника, у которого отсутствовали средства индивидуальной защиты рук (перчатки), обязательные к использованию на рабочих местах и (или) на территории работодателя, в соответствии с п. 2.2 Приложения N 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Действия ООО "Концепт Груп" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ООО "Концепт Груп" в совершении административного правонарушения подтверждаются определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 05 ноября 2020 года N 241; протоколом об административном правонарушении от 25 ноября 2020 г. N 241; протоколом осмотра от 05 ноября 2020 г.; видеоматериалом к нему, просмотренном в судебном заседании суда первой инстанции, а также иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Концепт Груп" составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в связи с чем протокол отвечает требованиям о допустимости доказательств по делу.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 6 ст. 27.8 КоАП РФ, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи; в случаях, не терпящих отлагательства, протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, помимо законного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, может быть подписан иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя.
Исходя из указанной выше нормы, при проведении осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений в случаях, не терпящих отлагательства, участие законного представителя юридического лица, а также представителя, имеющего полномочия, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, не обязательно, может присутствовать любой представитель юридического лица, в том числе, не имеющий письменных полномочий на подписание процессуальных документов от имени юридического лица, поскольку протокол составляется и подписывается немедленно после проведения осмотра.
Вопреки доводам в жалобе, в рамках рассматриваемого дела протокол осмотра помещений составлен должностным лицом управы района Братеево г. Москвы с участием администратора магазина, отказавшейся от подписи в протоколе в присутствии УУП ОМВД по району Братеево г. Москвы, начальника отдела по вопросам торговли и услуг управы района Братеево г. Москвы, сведения о которых изложены в приложенном к протоколу осмотра акте об отказе от подписи от 05 ноября 2020 года, в связи с чем, данный протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений соответствует требованиям, предъявляемым к нему ст. 27.8 КоАП РФ, и обоснованно судьей районного суда принят в качестве допустимого доказательства по настоящему делу.
Оснований полагать, что должностным лицом Управы нарушен порядок проведения проверки не установлено, учитывая, что в отношении ООО "Концепт Груп" проверка, предусмотренная Федеральным законом 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", требующая вынесения распоряжения о назначении проведения проверки и уведомления прокурора, не проводилась.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Исходя из приведенных норм действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств не обеспечения Обществом соблюдения работником магазина на рабочем месте режима использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, в нарушение пункта 5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", судья районного суда правильно установил, что у ООО "Концепт Груп" имелась возможность для соблюдения правил при введении режима повышенной готовности на территории г. Москвы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Административное правонарушение выявлено в рамках проверки исполнения требования Указа Мера Москвы N 12-УМ от 05 марта 2020 г. о принятии мер, в том числе юридическими лицами, по недопущению распространения короновирусной инфекции.
Административное правонарушение выявлено должностным лицом Управы района Вешняки г. Москвы в рамках предоставленного ему п. 1.2.5 Указа Мэра Москвы от 04 апреля 2020 г. N 40-УМ на составление протоколов об административном правонарушении при выявлении фактов не обеспечения соблюдения требований режима повышенной готовности в городе Москве.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины ООО "Концепт Груп" в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Ссылка заявителя на то, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, не установлены все обстоятельства по делу, вина ООО "Концепт Груп" не доказана, является несостоятельной. Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ООО "Концепт Груп" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей назначено ООО "Концепт Груп" в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является нарушение общественной безопасности при чрезвычайной ситуации, применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного Обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Законных оснований для замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, вопреки доводу жалобы, не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа в установленный срок, ООО "Концепт Груп" не лишено возможности обратиться с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Концепт Груп", оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Лашков А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.