Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО "Техстройинвест Групп" Сизова А.В. на постановление судьи Люблинского районного суда от 20.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении ООО "Техстройинвест Групп",
УСТАНОВИЛ:
18.11.2020 главным государственным инспектором отдела по котлонадзору по адрес Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ООО "Техстройинвест Групп" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Постановлением судьи Люблинского районного суда Москвы от 20.04.2021 ООО "Техстройинвест Групп" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности с 18.11.2020 - эксплуатации технических устройств - маслоотделителей Т80, зав. N 2893, 2894, 2895, 2896, установленных в машинном зале Центральной холодильной станции; маслоотделителей N 06149, 06150, 06151, а также сосудов N 31004, 30987, 31003 установленных на участке снегопроизводства Центральной холодильной станции, расположенной по адресу: адрес.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, законный представитель ООО "Техстройинвест Групп" Сизов А.В. ставит вопрос об отмене постановления суда ввиду необоснованного привлечения организации к административной ответственности и существенного нарушения процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ.
Законный представитель ООО "Техстройинвест Групп" в судебное заседание ее явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не подавал, направил защитника фио, который доводы жалобы поддержал.
Изучив также материалы дела, проверив доводы жалоб, выслушав объяснение защитника фио, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых постановления и решения.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в т.ч. соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
В силу ст.11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
На момент выявления правонарушении и составления протокола об административном правонарушении действовал Приказ Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 (ред. от 12.12.2017) "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", который утратил свою силу с 01.01.2021.
На момент вынесения обжалуемого постановления правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, регулировались Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением".
Кроме того, с 01.01.2021 вступило в силу Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности" (вместе с "Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности") взамен Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 (ред. от 25.10.2019) "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте".
Как усматривается из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, при проведении отделом по котлонадзору по адрес Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору мероприятий по контролю за соблюдением требований промышленной безопасности, установлено, что 18.11.2020 года в 15 часов 30 минут по адресу: адрес ООО "Техстройинвест" допущены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно:
- в нарушение ч.1 ст.9 ФЗ " О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116, п.214, п.п. а) адрес норм и правил в области промышленной безопасности " Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточном давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2011 N 116, не постановлены на учет в территориальном органе Ростехнадзора- маслоотделители Т80, зав. N 2893, 2894, 2895, 2896, фирмы SES INTERNATIONAL B.V. (объем 1.11 м3 каждый, рабочее давление 2.8 Мпа; 2006 г.в.) установленные в машинном зале Центральной холодильной станции; маслоотделители GTIM N 06149, 06150, 06151 фирмы ATLANTIC, (объем 0, 56 м3 каждый, рабочее давление 2.5 Мпа; 2006 г.в.), а также сосуды N 31004, 30987, 31003 фирмы Pilon B/ Industrie (объем 0.4 м3 каждый, рабочее давление 2.5 Мпа; 2006 г.в.), установленные на участке снегопроизводства Центральной холодильной станции, у которых производственное давления на совместимость превышает 0.05. (п.224 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536).
-в нарушение ч.2 ст.2 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116, п.п. а) адрес норм и правил в области промышленной безопасности " Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточном давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2011 N 116, сосуды маслоотделители Т80, зав. N 2893, 2894, 2895, 2896, фирмы SES INTERNATIONAL B.V. (объем 1.11 м3 каждый, рабочее давление 2.8 Мпа; 2006 г.в.) установленные в машинном зале Центральной холодильной станции; маслоотделители GTIM N 06149, 06150, 06151 фирмы ATLANTIC, (объем 0, 56 м3 каждый, рабочее давление 2.5 Мпа; 2006 г.в.), а также сосуды N 31004, 30987, 31003 фирмы Pilon B/ Industrie (объем 0.4 м3 каждый, рабочее давление 2.5 Мпа; 2006 г.в.), установленные на участке снегопроизводства Центральной холодильной станции, у которых производственное давления на совместимость превышает 0.05, не зарегистрированы в государственном реестре в порядке установленным Правительством РФ (п.227 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536).
-в нарушение ч.1 ст.9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116, п.10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности " Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточном давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2011 N 116, в ООО "Техстройинвест" отсутствует проектная документация на размещение оборудования, работающего под давлением сосудов, маслоотделителей Т80, зав. N 2893, 2894, 2895, 2896, фирмы SES INTERNATIONAL B.V. (объем 1.11 м3 каждый, рабочее давление 2.8 Мпа; 2006 г.в.) установленных в машинном зале Центральной холодильной станции; маслоотделителей GTIM N 06149, 06150, 06151 фирмы ATLANTIC, (объем 0, 56 м3 каждый, рабочее давление 2.5 Мпа; 2006 г.в.), а также сосудов N 31004, 30987, 31003 фирмы Pilon B/ Industrie (объем 0.4 м3 каждый, рабочее давление 2.5 Мпа; 2006 г.в.), установленных на участке снегопроизводства Центральной холодильной станции, имеющего признаки опасности, указанные в приложении 1 к ФЗ N 116, п.5 прил.2 к ФЗ N 116 (п.9 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536).
-в нарушение ч.1 ст.9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116, п.191 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности " Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточном давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2011 N 116, контроль качества монтажа сосудов - маслоотделителей Т80, зав. N 2893, 2894, 2895, 2896, фирмы SES INTERNATIONAL B.V. (объем 1.11 м3 каждый, рабочее давление 2.8 Мпа; 2006 г.в.) установленных в машинном зале Центральной холодильной станции; маслоотделителей GTIM N 06149, 06150, 06151 фирмы ATLANTIC, (объем 0, 56 м3 каждый, рабочее давление 2.5 Мпа; 2006 г.в.), а также сосудов N 31004, 30987, 31003 фирмы Pilon B/ Industrie (объем 0.4 м3 каждый, рабочее давление 2.5 Мпа; 2006 г.в.), установленных на участке снегопроизводства Центральной холодильной станции, не подтверждена удостоверением качества монтажа (п.196 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536).
-в нарушение ч.1 ст.9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116, Обществом не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности.
-в нарушение ч.1 ст.10 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116, Обществом не заключен договор с профессиональными аварийно-спасательными службами, при этом собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников отсутствуют.
-в нарушение ч.2 ст.10 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116, Обществом ее утвержден план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
-в нарушение ч.1 ст.9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116, п.3 Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", не разработано положение о производственном контроле (п. 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности").
-в нарушение ч.1 ст.9 ч.1 ст.11 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116, п.3(1), п.5, п.11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, не организован производственный контроль (п. 6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности").
-в нарушение ч.1 ст.9 ч.1 ст.11 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116, не обеспечена укомплектованность штата работников в соответствии с установленными требованиями.
-в нарушение ст.9 ч.1 ст.11 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116 п.п. ж) адрес норм и правил в области промышленной безопасности " Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточном давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2011 N 116, на объекте, на котором применяется оборудование, работающее под давлением отсутствуют рабочие, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением, отсутствуют производственные инструкции, определяющие их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность (п.234 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536).
-в нарушение ст.9 ч.1 ст.11 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116 п.п. а) п.218 "в" Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности " Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточном давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2011 N 116 не назначено необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала, состоящего в штате ООО "Техстройинвест Групп"(п.234 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536).
-в нарушение ст.9 ч.1 ст.11 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116, п. 7 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, не назначен ответственный за осуществление производственного контроля, не разработаны и не утверждены инструкции для ответственного за осуществлением производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением (п.228 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536).
-в нарушение ст.9 ч.1 ст.11 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116, п.п. "д" п.218, п.п. р) п.218, п.302, п.п. г) п.218, 326, п.п. к) п.218, п.326, п.310, п.п. и) п.218, п.312, п.п. п) п.218 п.п.е) адрес норм и правил в области промышленной безопасности " Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточном давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2011 N 116, на объекте отсутствует документация, регламентирующая порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах; не утвержден перечень нормативных документов, применяемых для обеспечения требований промышленной безопасности; не установлен порядок хранения и ведения документации на оборудование с давлением; отсутствует производственная инструкция; не ведется наблюдение за оборудованием; не проводится проверка оборудования; допускается эксплуатация манометров с истекшим сроком поверки установленных на сосудах; не разработаны и не утверждены производственные инструкции для рабочих, обсуживающих оборудование под давлением, а также паспорта на сосуды (п.228 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536).
Указанные действия ООО "Техстройинвест Групп" квалифицированы по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Техстройинвест Групп" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N 6.2-3220вн-Пр/0191-2020 от 18.11.2020; протоколом о временном запрете деятельности от 18.11.2020; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки; решением прокурора о согласовании проверки от 13.11.2020; актом проверки от 18.11.2020; предписанием; уставом ООО "Техстройинвест Групп"; выпиской из ЕГРП в отношении принадлежащего ООО "Техстройинвест Групп" недвижимого имущества; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Техстройинвест Групп"; показаниями в суде первой инстанции фио; соглашением о расторжении договора купли-продажи имущества от 18.02.2021.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ООО "Техстройинвест Групп" правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, т.к. данная организация допустила нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Выводы судьи о виновности ООО "Техстройинвест Групп" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Утверждения защиты о том, что поскольку ООО "Техстройинвест Групп" при приобретении недвижимого имущества не передавалось описанное выше оборудование, поэтому у ООО "Техстройинвест Групп" не возникало обязанности по соблюдению требований законодательства в области промышленной безопасности, суд признает надуманными. Установлено, что ООО "Техстройинвест Групп" на момент проведения проверки являлось собственником здания по адресу: адрес, в котором находилось работающее под избыточном давлением оборудование, следовательно, обязано было соблюдать требования Федерального закона от 21 июля 1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения дела в суде первой и второй инстанций ООО "Техстройинвест Групп" не представлено объективных доказательств, что организацией были приняты все зависящие от неё меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Довод о том, что вина ООО "Техстройинвест Групп" установлена в соответствии с утратившими на момент вынесения постановления административными актами, в т.ч. с Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточном давлением", утвержденными приказом Ростехнадзора от 25.03.2011 N 116, Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 "Об утверждении порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения", не может быть принят судом во внимание, поскольку в настоящее время Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", действующий с 01.01.2021, содержит в себе полностью аналогичные нормы.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Поскольку с 01.01.2021 года закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение не принималось, действующие ныне нормативные акты в т.ч. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 N 536 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", Постановление Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности" (вместе с "Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности"), Приказ Ростехнадзора от 08.12.2020 N 503 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения", таких норм не содержит, следовательно, оснований для прекращения производства по делу по основаниям ст. 1.7 КоАП РФ не имеется.
Иные доводы жалобы, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела об административном правонарушении, оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Судьёй районного суда установлены событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ, а также вина ООО "Техстройинвест Групп".
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ООО "Техстройинвест Групп" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, по делу не усматривается.
Административное наказание ООО "Техстройинвест Групп" назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.2, 3.3, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица и соответствует санкции ч.1 ст.9.1 КоАП РФ
Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Люблинского районного суда от 20.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении ООО "Техстройинвест Групп" оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Техстройинвест Групп" Сизова А.В.- без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.