Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N 2а-3944/2020) по кассационной жалобе Мироновой Д.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 3 декабря 2020 года (N 33а-6775/2021) по административному исковому заявлению Мироновой Д.Ю. к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения Мироновой Д.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Миронова Д.Ю. обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, в котором просила признать отказ администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 31 октября 2019 года в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в соответствии с областным законом от 17 июля 2018 года N 75-оз, в связи с тем, что в 2015 году ей в аренду был предоставлен земельный участок в соответствии с Областным законом N 105-оз от 14 октября 2015 года, при этом также указано, что право на предоставление земельного участка в соответствии с Областным законом N 75-оз от 17 июля 2018 года может возникнуть в случае расторжения указанного договора аренды земельного участка.
Миронова Д.Ю. полагала, что отказ администрации муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области от 31 октября 2019 года является незаконным, поскольку в 2015 году земельный участок был предоставлен ей в аренду, а не в собственность, при этом она является многодетной матерью, в связи с чем у нее возникло право на приобретение земельного участка в собственность в соответствии с Областным законом N 75-оз от 17 июля 2018 года.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 12 августа 2020 года Мироновой Д.Ю. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 3 декабря 2020 года решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 12 августа 2020 года отменено, принято решение, которым признан незаконным отказ администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 31 октября 2019 года в постановке Мироновой Д.Ю. на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка. На администрацию муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Мироновой Д.Ю.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 3 декабря 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 13 мая 2021 года, Миронова Д.Ю. ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на то, что оспариваемое решение было оценено судом апелляционной инстанции по форме, а не по сути.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Судом первой инстанции установлено, что между Мироновой Д.Ю. и администрацией муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области 6 августа 2015 года заключен договор о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1000 кв.м, с учетом дополнительного соглашения от 14 мая 2019 года сроком на 20 лет, то есть до 6 августа 2035 года.
Миронова Д.Ю, являясь многодетной матерью, обратилась в администрацию муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность многодетной семье в рамках Областного закона N 75-оз от 17 июля 2018 года (вх. N 4654/1.0-24 от 30 июля 2019 года).
Письмом от 31 октября 2019 года в удовлетворении заявления о предоставлении Мироновой Д.Ю. в собственность земельного участка в рамках Областного закона N 75-оз от 17 июля 2018 года было отказано. Основанием для отказа послужило предоставление административному истцу по договору аренды от 6 августа 2015 года земельного участка, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии по вопросам предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, и личного подсобного хозяйства в соответствии с законом Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и внесении изменений в областной закон "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" от 30 августа 2019 года N 11/75 (2019), Мироновой Д.Ю. в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно на основании закона Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз отказано в связи с реализацией заявителем права на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных Мироновой Д.Ю. требований, посчитав законным и обоснованным отказ администрации, исходя из того, что административным истцом уже реализовано право на получение земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение в апелляционном порядке, не согласился с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований (пункт 1 статьи 39.19 Земельного кодекс Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в вышеприведенном подпункте 6 статьи 39.5 настоящего Кодекса, а также порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям в Ленинградской области установлен Областным законом Ленинградской области от 17 июля 2018 года N 75-оз "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области".
В силу части 2 статьи 3 названного Областного закона многодетная семья приобретает право на постановку на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, при одновременном соблюдении следующих условий (требований):
хотя бы один из родителей в составе многодетной семьи постоянно проживает на территории Ленинградской области не менее пяти лет, предшествующих дню подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка;
ранее членам многодетной семьи не предоставлялся в собственность бесплатно земельный участок, находящийся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с правом возведения жилого дома или ведения садоводства для собственных нужд. Указанное условие (требование) не распространяется на граждан, ставших собственниками таких земельных участков до достижения ими возраста 18 лет.
Частью 3 статьи 3 Областного закона N 75-оз установлено, что гражданам, состоящим на учете в органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в первоочередном порядке, учитывая дату подачи указанными гражданами заявления о предоставлении земельного участка.
Часть 4 названной статьи предусматривает, что земельные участки предоставляются в собственность граждан в соответствии с настоящим областным законом однократно.
В соответствии с пунктом 6 части 5 Областного закона N 75-оз основаниями для отказа в постановке на учет являются:
1) отсутствие права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии с настоящим областным законом;
2) непредоставление или предоставление в неполном объеме документов, определенных частью 2 настоящей статьи;
3) наличие в представленных документах недостоверных сведений;
4) подача заявления лицом, не уполномоченным на осуществление таких действий.
Исходя из того, что положениями Областного закона N 75-оз предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, в числе которых такое основание, как реализация заявителем права на бесплатное предоставление земельного участка в собственность по иному основанию, не предусмотрено, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого решения закону.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
При установленных по делу обстоятельствах, суд апелляционной инстанции отменил решение суда с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 3 декабря 2020 года без изменения, кассационную жалобу Мироновой Д.Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 3 декабря 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 14 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.