Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" и Муниципального казенного учреждения "Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа" на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 июля 2020 года (N 2а-2844/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 декабря 2020 года (N 33а-4895/2020) по административному исковому заявлению Чекина А.В. к администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ", Муниципальному казенному учреждению "Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа" о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чекин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что 13 января 2020 года им в администрацию муниципального образования "Светлогорский городской округ" было подано заявление о выдаче порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений для целей строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", в количестве 15 деревьев, из которых 14 деревьев породы "сосна обыкновенная" и 1 дерево породы "клен остролистный". Решением администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче порубочного билета ему было отказано со ссылкой на то, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2018 года N 188 не представляется возможным оформить разрешительную документацию на вырубку (снос) зеленых насаждений. С таким решением Чекин А.В. не согласился, полагал, что оно не соответствует Закону Калининградской области "Об охране зеленых насаждений" и Порядку выдачи порубочного билета, нарушает его права, препятствует исполнению обязанности по использованию земельного участка по его целевому назначению для строительства индивидуального жилого дома. При подаче заявления о выдаче порубочного билета в администрацию муниципального образования "Светлогорский городской округ" им к заявлению были приложены все документы, предусмотренные пунктом 2.1.1 Порядка. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче порубочного билета предусмотрен пунктами 2.3.1-2.3.2 Порядка и таких оснований у администрации муниципального образования в данном случае не имелось.
Просил суд признать решение администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" N 2537 от 31 марта 2020 года об отказе в выдаче порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений незаконным и возложить на администрацию муниципального образования "Светлогорский городской округ" обязанность устранить допущенные нарушения путем выдачи ему в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу порубочного билета на основании поданного им 13 января 2020 года заявления.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика было привлечено МКУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа".
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 декабря 2020 года, заявленные Чекиным А.В. административные исковые требования удовлетворены, решение администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" об отказе в выдаче порубочного билета на вырубку (снос) зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, ул. Горького, выраженное в письме от 31 марта 2020 года N 2537 и в акте обследования зеленых насаждений от 27 января 2020 года N 3, признано незаконным, на администрацию муниципального образования "Светлогорский городской округ" возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Чекина А.В. и принять решение в соответствии с Порядком выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории муниципального образования "Светлогорский городской округ", утвержденным решением окружного Совета депутатов муниципального образования от 16 декабря 2019 года N 176.
В кассационной жалобе на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 декабря 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 11 мая 2021 года, администрация муниципального образования "Светлогорский городской округ" и Муниципальное казенное учреждение "Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа" ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что Чекин А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства.
На данном земельном участке административным истцом планируется строительство одноэтажного индивидуального жилого дома площадью застройки 94, 6 кв.м, о чем он уведомил администрацию муниципального образования. ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования "Светлогорский городской округ" Чекину А.В. было выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке.
12 июля 2019 года филиалом ФБУ "Рослесозащита" - "Центр защиты леса Калининградской области" Чекину А.В. было дано заключение по результатам проведенного обследования о лесопатологическим состоянии древесно-кустарниковой растительности на земельном участке с кадастровым номером N. Из указанного заключения следует, что было обследовано 15 деревьев, произрастающих на названном выше земельном участке, из них 14 - породы "сосна обыкновенная" и 1 - "клен остролистный", все они имеют класс состояния - усыхающие насаждения, из них 1 дерево ослабленное, 1 дерево сильно ослабленное, 12 деревьев усыхающих и 1 - сухостой. В ходе обследования все деревья (стволы) были отмечены краской и пронумерованы, номера деревьев отражены в ведомости, являющейся частью акта.
13 января 2020 года Чекин А.В. обратился в администрацию муниципального образования "Светлогорский городской округ" с заявлением, в котором просил выдать ему разрешение на вырубку (снос) зеленых насаждений, произрастающих на данном земельном участке, а именно, 14 деревьев породы "сосна обыкновенная" и 1 дерева породы "клен остролистный". К данному заявлению Чекиным А.В. было приложено уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, согласованное администрацией муниципального образования "Светлогорский городской округ", заключение лесопатологического обследования с подеревной топосъемкой и перечетной ведомостью имеющихся на земельном участке зеленых насаждений, выписка из ЕГРН и схема планировочной организации земельного участка.
27 января 2020 года комиссией по выдаче разрешительной документации на вырубку (снос) пересадку и обрезку зеленых насаждений для санитарной рубки и рубки ухода зеленых насаждений на территории муниципального образования "Светлогорский городской округ" проведено обследование зеленых насаждений, произрастающих на принадлежащем Чекину А.В. земельном участке, разрешение на вырубку которых им запрошено.
По результатам обследования был составлен акт, согласно которому на земельном участке административного истца в соответствии с пунктом 2 Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2018 года N 188 "Об установлении границ и режимов округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения "Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск... " установлен режим ограниченной хозяйственной деятельности, запрещающий вырубку зеленых насаждений, на данном участке произрастают 27 деревьев, все они находятся в удовлетворительном состоянии. Комиссией принято решение о том, что разрешительную документацию на вырубку (снос) зеленых насаждений оформить не представляется возможным.
Указанный акт был направлен в адрес Чекина А.В. 31 марта 2020 года за исх. N.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Чекин А.В. настаивал на том, что решение об отказе в выдаче ему порубочного билета не соответствует закону и нарушает его права.
Удовлетворяя заявленные Чекиным А.В. требования, суд первой инстанции исходил из того, что вопросы выдачи порубочных билетов отнесены к полномочиям органа местного самоуправления, решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Светлогорский городской округ" от 16 декабря 2019 года N 176 утвержден Порядок выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории муниципального образования "Светлогорский городской округ", в пункте 2.4 которого приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче порубочного билета. Установив, что оснований, предусмотренных данным пунктом, у администрации муниципального образования не имелось, а пункт 2 Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2018 года N 188 "Об установлении границ и режимов округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск", со ссылкой на который Чекину А.В. было отказано в выдаче порубочного билета, вопросы выдачи разрешительной документации на снос зеленых насаждений не регулирует, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует требованиям закона и нарушает права административного истца.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с указанными выводами суда согласилась.
Данные выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Озеленение территории является составной частью благоустройства, организация которого отнесена к вопросам местного значения городского округа, как и использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 30 сентября 2010 года N 1261-О-О, выдача порубочных билетов, как составная часть процесса организации благоустройства и озеленения территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 1 статьи 4 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года N 100 "Об охране зеленых насаждений" определены случаи, когда могут проводиться вырубка (снос), обрезка и/или пересадка зеленых насаждений на территориях муниципальных образований Калининградской области.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи вырубка (снос), обрезка и/или пересадка зеленых насаждений осуществляются на основании разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений, выдаваемой органами местного самоуправления в установленном ими порядке.
Решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Светлогорский городской округ" от 16 декабря 2019 года N 176 утвержден Порядок выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений на территории муниципального образования "Светлогорский городской округ".
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка вырубка (снос) зеленых насаждений на территории округа производится, в том числе, в случае осуществления строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта объектов капитального строительства, линейных объектов (подпункт 1); осуществления санитарных рубок по результатам лесопатологического обследования (подпункт 6); в целях соблюдения установленных нормативов минимальных расстояний деревьев и кустарников от зданий, сооружений, инженерных сетей (подпункт 7); в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 10).
Согласно пункту 2.1 Порядка с заявлением на получение порубочного билета вправе обратиться, в том числе, правообладатели земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, либо уполномоченные ими лица.
Перечень документов, которые необходимо представить в администрацию муниципального образования наряду с заявлением о получении порубочного билета для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, приведен в пункте 2.1.1 Порядка.
Так, при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства лицо, заинтересованное в получении порубочного билета, представляет в администрацию заявление на имя главы администрации; схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта строительства, подъездов и подходов к нему и с обозначением зеленых насаждений; заключение лесопатологического обследования с подеревной топосъемкой и перечетной ведомостью имеющихся на земельном участке зеленых насаждений с указанием породно-видового, качественного и количественного состава, с отдельной маркировкой зеленых насаждений, планируемых к вырубке (сносу) и /или пересадке; документ, подтверждающий право на строительство объекта капитального строительства (разрешение на строительство либо уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, согласованное администрацией; документ, подтверждающий право на земельный участок (при наличии).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче порубочного билета определен пунктом 2.4 Порядка. Такими основаниями являются неполное предоставление документов, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; отсутствие внесения платы компенсационной стоимости в порядке и в срок, предусмотренные пунктами 2.3.1-2.3.2 Порядка.
Иных оснований для отказа в выдаче порубочного билета Порядком не предусмотрено.
Судами установлено, что Чекину А.В. отказано в выдаче порубочного билета со ссылкой на то, что в соответствии с пунктом 2 приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2018 года N 188 не представляется возможным оформить разрешительную документацию на вырубку (снос) зеленых насаждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2018 года N 188 установлены границы и режимы округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск.
Согласно пункту 2 Приложения N 2 к данному Постановлению на территории курорта Светлогорск-Отрадное устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территории. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
Из буквального содержания данной нормы следует, что она не регулирует вопросы выдачи порубочных билетов и не содержит основания для отказа в их выдаче.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых норм, суды пришли к правильному выводу о том, что оснований для отказа в выдаче Чекину А.В. разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений на принадлежащем ему земельном участке не имелось.
Доводы административных ответчиков о том, что администрацией муниципального образования решение об отказе в выдаче Чекину А.В. порубочного билета не принималось, как и МКУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа", а потому они являются ненадлежащими ответчиками по делу, являлись предметом проверки судов и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, оснований не согласиться с которыми суд кассационной инстанции не усматривает.
Суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 декабря 2020 года без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Светлогорский городской округ" и Муниципального казенного учреждения "Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа" - без удовлетворения.
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 2 декабря 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 14 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.