Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 30 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 октября 2020 года по административному делу N 2а-350/2020 по административному исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, выслушав представителя прокуратуры Капсамун И.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил суд возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов с координатами 61, 4880°С.Ш, 34, 4972°В.Д. на территории, прилегающей с северо-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером N, на землях общего пользования в п. Пяжиева Сельга Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия, две несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ отработанных автомобильных шин с координатами 61, 6003°С.Ш, 34, 6294°В.Д 61, 6001°С.Ш, 34, 6282°В.Д. в границах земельного участка с кадастровых номером N, собственность на который не разграничена.
В обоснование административного иска указал, что в ходе осуществления проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, на основании обращений граждан, были обнаружены несанкционированные свалки мусора размещение которых осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно- эпидемиологическое благополучие населения. Данное обстоятельство нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 30 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 октября 2020 года заявленные требования административного истца были удовлетворены. На администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов с координатами 61, 4880°С.Ш, 34, 4972°В.Д. на территории, прилегающей с северо-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером N, на землях общего пользования в п. Пяжиева Сельга Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района РК. Возложена на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность ликвидировать две несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ, отработанных автомобильных шин с координатами 61, 6003°С.Ш, 34, 6294°В.Д.; 61, 6001°С.Ш, 34, 6282°В.Д. в границах земельного участка с кадастровым номером N, собственность на который не разграничена.
В кассационной жалобе, поданной 30 марта 2021 года Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия просит об отмене судебных постановлений, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права. Указали, что судами при принятии решений не учтено, что полномочия собственника земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, которое должно обеспечить ликвидацию несанкционированных свалок на таких участках.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Из материалов дела следует, что 07.05.2020 по результатам обследования территории Прионежского муниципального района выявлены несанкционированные свалки, содержащие твердые коммунальные отходы, а также отходы производства, а именно: на территории, прилегающей с северо-восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером N, выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов. Указанная свалка расположена на землях общего пользования п. Пяжиева Сельга (координаты 61, 4880°С.Ш, 34, 4972°В.Д); две несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, отходов от строительных и ремонтных работ, отработанных автомобильных шин с координатами 61, 6003°С.Ш, 34, 6294°В.Д. и 61, 6001°С.Ш, 34, 6282°В.Д. в границах земельного участка с кадастровым номером N, собственность на который не разграничена.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на администрацию Прионежского муниципального района, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из наличия установленной законом компетенции указанного органа местного самоуправления по охране окружающей среды путем ликвидации несанкционированных свалок.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.Согласно пунктам 1-3 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно пунктам 9 и 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Пунктами 10 и 13 части 1 статьи 4 Устава Прионежского муниципального района, принятого решением Совета Прионежского муниципального района от 22.12.2005, к вопросам местного значения Прионежского муниципального района отнесены организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Прионежского муниципального района.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 N 258-0, указанное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды и не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), согласно которому такие свалки - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Согласно пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Из примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 следует, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как следует из материалов дела, собственник отходов на указанных несанкционированных свалках не установлен.
Таким образом, на администрацию Прионежского муниципального района в силу положений пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 8, 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, а также пунктов 10 и 13 части 1 статьи 4 Устава Прионежского муниципального района правомерно возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях общего пользования в границах муниципального района.
Довод кассационной жалобы о необходимости возложения обязанности по ликвидации свалки, расположенной на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 30 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 октября 2020 года по административному делу N 2а-350/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия - без удовлетворения.
Решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 30 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 26 октября 2020 года, кассационное определение могут быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.