Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Псковского районного суда Псковской области от 19 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 04 февраля 2021 года по административному делу N 2а-688/2020 по административному исковому заявлению Корнеева А.Н. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании действий по включению земельного участка в запретную зону военного объекта незаконными.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, выслушав представителя Министерства обороны Российской Федерации Костырко И.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Корнеев А.Н. обратился в суд с административным иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в котором просил: признать незаконными действия по включению земельного участка с КН N в карту (план) запретной зоны военного объекта - Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации от 14 декабря 2015 г.;
обязать внести изменения в карту (план) запретной зоны военного объекта - Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. путем исключения из нее земельного участка с КН N и направления в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Псковской области" сведений об исключении из ЕГРН ограничений в виде запретной зоны военного объекта Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации (зоны с особыми условиями использования территорий N 60.00.2.11) в отношении земельного участка с КН N.
В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка с КН N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства. Границы данного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства. Однако в 2015 г. принадлежащий ему земельный участок включен в границы запретной зоны военного объекта - Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, о чем ему стало достоверно известно 24 апреля 2020 г. Полагая действия по включению участка в границы запретной зоны военного объекта незаконными, поскольку включение участка в запретную зону произведено с нарушением Порядка установления запретных и иных зон с особыми условиями, административный истец обратился в суд.
Решением Псковского районного суда Псковской области от 19 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 04 февраля 2021 года, административные исковые требования удовлетворены. Постановлено признать действия Департамента имущественных отношений министерства обороны Российской Федерации по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта - Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации от 14 декабря 2015 года земельного участка с КН N, принадлежащего на праве собственности Корнееву Алексею Николаевичу, незаконными. Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации внести изменения карту (план) запретной зоны военного объекта - Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации от 14 декабря 2015 года путем исключения из нее земельного участка с КН N, принадлежащего на праве собственности Корнееву Алексею Николаевичу, и направить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Псковской области сведения об исключении из Единого государственного реестра недвижимости ограничений в виде запретной зоны военного объекта - Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации (зоны с особыми условиями использования территорий N.00.2.11) в отношении земельного участка с КН N, принадлежащего на праве собственности Корнееву Алексею Николаевичу.
В кассационной жалобе, поданной 08 апреля 2021 года через Псковский районный суд Псковской области, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 19 апреля 2021 года Министерство обороны Российской Федерации просит об отмене судебных постановлений, и направлении дела на новое рассмотрение в Псковский областной суд, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
На кассационную жалобу Корнеевым А.Н. поданы возражения в которых он просит оставить судебные акты без изменения, указав, что административным ответчиком не были представлены документы обосновывающие включение земельного участка административного истца в границы запретной зоны военного объекта - Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено, что с 2010г. Корнеев А.Н. является собственником земельного участка с КН N, расположенного по адресу: "адрес", относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", имеющего вид разрешенного использования "для садоводства".
Согласно выписки из ЕГРН от 12 июля 2019 г. данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 15 ноября 1996 г, его границы установлены в соответствии с требованиями законодательства, с уточнением площади 768 кв.м.
На основании решения межведомственной комиссии от 8 октября 2015 г, приказа заместителя Министра обороны РФ от 8 декабря 2015 г. Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организовано проведение землеустроительных работ по установлению запретной зоны военного объекта - Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, подготовлена карта (план) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны военного объекта. Сведения о границе запретной зоны военного объекта Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации внесены в государственный кадастр недвижимости.
В результате проведения данных землеустроительных работ земельный участок, принадлежащий Корнееву А.Н, вошел в границы Кисловского участкового лесничества Лужского лесничества МО РФ.
Полагая, что действия ответчиков по включению в карту (план) запретной зоны военного объекта ? Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации земельного участка с КН N являются незаконными и нарушающими права, Корнеев А.В. обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования административного истца, суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что в рассматриваемом случае, принадлежащий Корнееву А.Н. земельный участок не мог быть отнесен к территории Лужского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, поскольку он расположен на территории земель населенных пунктов и на нем отсутствуют леса.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с частью 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 12.12.2011 N 425-ФЗ) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства регулируется Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (далее по тексту - Положение N 405).
Согласно пункту 2 Положения N 405 "запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; "военные объекты" - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
В соответствии с п. 16 Положения N 405 решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.
В соответствии с п. 19 Постановления Правительства N405 в обоснование необходимости установления запретной зоны указываются следующие сведения: а) назначение военного объекта, особенности местоположения военного объекта и его функционирования; б) прогнозируемые негативные последствия воздействия на окружающую среду в случае возникновения на военном объекте чрезвычайных ситуаций; в) прогнозируемые последствия воздействия внешних факторов на бесперебойное и безопасное функционирование военного объекта; г) пространственные параметры запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, которые предлагается установить, на основании описания местоположения границ на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее; д) перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, подлежащих изъятию в собственность Российской Федерации в случае установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается; е) прогнозируемый размер осуществляемых за счет средств федерального бюджета расходов на изъятие земельных участков и иных объектов недвижимого имущества у юридических и физических лиц, а также на компенсацию юридическим и физическим лицам убытков, возникающих в связи с ограничением их прав на использование земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества вследствие установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.
Судами установлено, что в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12.07.2016 N 662 "Об уведомлении правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны", действовавшим на момент спорных правоотношений, Корнеев А.Н. как правообладатель земельного участка не уведомлялся об ограничениях использования земельного участка в границах зоны.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Псковского районного суда Псковской области от 19 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 04 февраля 2021 года по административному делу N 2а-688/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Решение Псковского районного суда Псковской области от 19 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 04 февраля 2021 года по административному делу N 2а-688/2020года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.