Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Кировского районного суда Санкт-Петербурга на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 февраля 2021 года по административному делу N 2а-3548/2020 по административному исковому заявлению Андреевой Г.П, Андреева А.Н, Андреевой О.А, Андреева Т.А. к администрации Кировского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, выслушав пояснения представителя администрации Кировского районного суда Санкт-Петербурга Кондратьеву - Рудую О.П, поддержавшую доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Андреева Г.П, Андреев А.Н, Андреева О.А, Андреев Т.А. обратились в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным распоряжение главы администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N899-р в части снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В качестве меры по восстановлению нарушенного права административные истцы просили обязать администрацию Кировского района Санкт-Петербурга в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу восстановить их на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с даты первоначальной постановки на учет и номера очередности.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что проживают в квартире, расположенной по адресу: Санкт- Петербург, ул. Танкиста Хрустицкого, д. 25, кв. 1, с 1987 года состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, с которого были сняты распоряжением администрации Кировского района Санкт- Петербурга от 20 февраля 2020 года N899-р. По мнению административных истцов, распоряжение является незаконным, так как их жилищные условия с момента постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях не улучшились и основания для снятия их с учета отсутствовали.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 15 сентября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Андреевой Г.П, Андреева А.Н, Андреевой О.А. и Андреева Т.А. отказано.
В связи со смертью 23 октября 2020 года Андреев А.Н. исключен из числа административных истцов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 февраля 2021 года решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 15 сентября 2020 года отменено. Признано незаконным распоряжение администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N899-р о снятии Андреевой Г.П, Андреевой О.А, Андреева Т.А. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Восстановлены Андреева Г.П, Андреева О.А. и Андреева Т.А. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты принятия на учет.
В кассационной жалобе, поданной 15 апреля 2021 года через Кировский районный суд Санкт-Петербурга, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 апреля 2021 года представитель администрации Кировского района Санкт-Петербурга просит об отмене судебного постановления и направлении дела на новое рассмотрение, полагая, что оно постановлено с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указали, что при расчете жилищной обеспеченности административного истца, площадь на каждого члена семьи составляла 21, 05 кв.м.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 13 сентября 1977 года Андреевой Г.П. на семью из четырех человек (она, муж Андреев А.Н, дочери Андреева О.А. и ФИО9) выдан служебный ордер N на право занятия квартиры, расположенной по адресу: "адрес", состоящей из 3-х комнат площадью 5, 80 +8, 50 + 15, 40 кв.м, общей площадью 41, 70 кв.м.
Распоряжением администрации Кировского района Санкт- Петербурга от 26 февраля 1987 года Андреева Г.П, её муж Андреев А.Н, дочь Андреева О.А. и внук Андреев Т.А. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Распоряжением администрации Кировского района Санкт- Петербурга от 12 марта 2004 года N квартира, расположенная по адресу: "адрес", исключена из числа служебной жилой площади без снятия семьи ФИО10 с учета.
В указанной квартире были зарегистрированы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Андреева Г.П. и Андреева О.А, -с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти ФИО28
-с ДД.ММ.ГГГГ Андреев Т.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, -с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, -с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании договора передачи в собственность N от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная адресу: "адрес", передана в собственность Андреевой Г.П, Андреева А.Н, Андреевой О.А, ФИО9 и Андреева Т.А. в равных долях по 1/5 доли каждому.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 и ФИО11 выписались из указанной квартиры по другому адресу: "адрес".
Распоряжением администрации Кировского района г. Санкт- Петербурга от 20 февраля 2020 года Андреева Г.П, её муж Андреев А.Н, дочь Андреева О.А. и внук Андреев Т.А. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях как обеспеченные жилой площадью.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования административного истца, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда правомерно исходила из того, что размер жилой площади в указанной квартире каждого зарегистрированного и собственника доли квартиры ФИО9 на дату принятия составляет 8, 3 кв.м (41, 7 :5), что меньше нормы предоставления. Жилой дом площадью 42, 5 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" постановлением администрации Оредежского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области от 21 августа 2020 года N на основании заключения Межведомственной комиссией администрации Оредежского сельского поселения Лужского муниципального района "адрес" от 21 августа 2020 года признан непригодным для постоянного проживания. При этом, администрация Кировского района Санкт-Петербурга при решении вопроса о снятии административных истцов с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий необоснованно учитывала указанный дом.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о признании незаконным распоряжения администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 20 февраля 2020 года N-р о снятии административных истцов с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с превышением уровня обеспеченности жилой площади.
Статьёй 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2015 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Административные истцы приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании договора социального найма в соответствии с решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07 сентября 1987 года N712/6 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде", проживающие в служебной квартире.
Пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Аналогичное условие определения жилищной обеспеченности содержится в части 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Согласно части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Администрация Кировского района Санкт-Петербурга при решении вопроса о снятии административных истцов с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий необоснованно учитывала жилой дом площадью 42, 5 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Администрации, на момент принятия оспариваемого решения о снятии с учета, данных о непригодности дома, получили оценку в суде апелляционной инстанции, Судом обоснованно указано, что при решении вопроса о снятии административных истцов с учета нуждающихся в жилых помещениях административным истцам не было предложено предоставить документы о состоянии жилого дома.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 февраля 2021 года по административному делу N 2а-3548/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кировского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 февраля 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.