Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Медведкиной В.А, судей Кузнецова С.Л, Петровой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Мурманска к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании совершить определенные действия
по кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Мурманской области на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 19 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, объяснения представителя ФГКУ "СЗТУИО" Стецик Е.Б, действующей на основании доверенности N 7 от 11 января 2021 года, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация г. Мурманска обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "СЗТУИО") о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки территории города Мурманска и исполнения решения Координационного совета по промышленной и экологической безопасности Мурманской области выявлены объекты Министерства обороны Российской Федерации (двухэтажное здание и кирпичные гаражные строения в количестве пяти боксов), расположенные на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", которые не эксплуатируются и находятся в частично разрушенном состоянии: отсутствуют оконные рамы, двери, чердачное помещение и гаражные боксы не закрыты; помещение захламлено строительным и бытовым мусором; ограждение и ворота находятся в ненадлежащем санитарно-техническом состоянии, к объекту имеется свободный доступ граждан, в том числе несовершеннолетних, что представляет опасность; территория земельного участка захламлена строительным мусором, отходами автомобильного производства, что не исключает возможность несчастных случаев, поджогов, террористических актов, представляющих угрозу для жизни и здоровья граждан и имуществу физических и юридических лиц, находящихся в близлежащих зданиях.
ФГКУ "СЗТУИО" является правообладателем данных строений на праве оперативного управления и земельного участка с кадастровым номером N на праве постоянного (бессрочного) пользования. Состояние указанных объектов недвижимого имущества представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также имущества физических и юридических лиц, находящихся в близлежащих домах, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Истец просил суд обязать ФГКУ "СЗТУИО" не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу внутрь объекта путем восстановления ограждения по периметру земельного участка, заполнения оконных, дверных проемов, иных наружных отверстий и проемов здания, кирпичных гаражных строений в количестве пяти боксов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; привести земельный участок, а также здание, кирпичные гаражные строения в количестве пяти боксов, расположенные на земельном участке с кадастровым номером "адрес" по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями части 1 статьи 37 Федеральным законом N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений; очистить территорию земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", от строительных, бытовых и иных отходов.
Решением Ленинского районного суда города Мурманска от 19 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 июля 2020 года, исковые требования удовлетворены. Суд обязал Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры, препятствующие несанкционированному доступу внутрь объекта путем восстановления ограждения по периметру земельного участка, заполнения оконных, дверных проемов, иных наружных отверстий и проемов здания, кирпичных гаражных строений в количестве пяти боксов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; привести земельный участок, а также здание, кирпичные гаражные строения в количестве пяти боксов, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", жилой район Росляково, "адрес" соответствие с требованиями части 1 статьи 37 Федеральным законом N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений; очистить территорию земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" от строительных, бытовых и иных отходов.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Мурманской области ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных, указывая, что постановлением Правительства Мурманской области от 27.02.2020 N 71-ПП "О приеме в государственную собственность Мурманской области имущества из федеральной собственности" было принято решение о приеме в собственность Мурманской области из федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером N6, площадью 1229 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", а также здание "Комендатура" (здания N) с кадастровым номером N, площадью 293 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
В силу абзаца второго пункта 1.1. Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 31.01.2020 N 21-ПП, Министерство является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим полномочия собственника государственного имущества Мурманской области по контролю за распоряжением, использованием по назначению и сохранностью государственного имущества Мурманской области; осуществляет функции по управлению и распоряжению объектами казны Мурманской области. Согласно пункту 4 части четвертой статьи 330, пункту 4 части четвертой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Министерство обороны Российской Федерации, привлеченное к участию в качестве соответчика, будучи участником правоотношений по передаче спорного имущества собственности в собственность Мурманской области, недобросовестно осуществляя свои права, не привлекло к участию в деле Министерство, что повлекло нарушение его прав и наступление для него негативных последствий. Ленинский районный суд г. Мурманска, рассматривая указанный спор, принял решение об обязании ФГКУ "СЗТУИО" совершить определенные действия, не смотря на то, что на момент рассмотрения дела в суде уже было принято решение о передаче спорного имущества в собственность Мурманской области, также не привлек к участию в дело Министерство, тем самым нарушив его право на участие в деле и представление своей мотивированной позиции, вынес решение, которое, в том числе, затрагивает права и обязанности Министерства.
О вынесении решения от 19.03.2020 Ленинского районного суда города Мурманска и апелляционного определения от 29.07.2020 Мурманским областным судом Министерству стало известно после поступления заявления ФГКУ "СЗТУИО" о процессуальном правопреемстве, в ходе рассмотрения которого Министерством оспаривалось возложение на него обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда привести кирпичные гаражные строения в количестве пяти боксов, расположенные по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями части 1 статьи 37 Федерального закона N 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Однако, определением Ленинского районного суда города Мурманска от 7 декабря 2020 года заявление ФГКУ "СЗТУИО" о процессуальном правопреемстве удовлетворено в полном объеме, Министерству переданы обязанности, возложенные на ФГКУ "СЗТУИО" по решению суда от 19.03.2020.
Иные лица правом участия в судебном заседании не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Разрешая возникший спор, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что спорные строения не эксплуатируются, находятся в частично разрушенном состоянии, что способствует свободному доступу внутрь здания посторонних лиц, и представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, а также имущества физических и юридических лиц. Возлагая на ФГКУ "СЗТУИО" Минобороны России обязанность по принятии мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта, приведению земельного участка и расположенных на нем объектов в соответствии с требованиями Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, а также по очистки территории земельного участка от строительного и бытового мусора, суд указал, что спорные объекты находятся на земельном участке, который передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "СЗТУИО" Минобороны России, которое в соответствии с Уставом учреждения обязано, в том числе, осуществлять контроль над использованием и сохранностью вверенного ему имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что с выводами суда нижестоящей инстанции нельзя согласиться ввиду следующего.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от 19 декабря 2003 г. решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям постановленные по делу судебные акты не соответствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 376 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части 2 статьи 377 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим параграфом, в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", правом кассационного обжалования обладают лица, участвующие в деле, а также другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебным постановлением, а именно лица, не привлеченные к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, если судебным постановлением разрешен вопрос об их правах или обязанностях.
С учетом приведенных правовых норм и разъяснений при кассационном пересмотре вступившего в законную силу постановления суда по кассационной жалобе лица, не привлеченного к участию в деле, для рассмотрения такой жалобы по существу необходимо установить нарушены ли обжалуемым судебным актом законные права и интересы такого лица.
Податель жалобы ссылается на то, что постановлением Правительства Мурманской области от 27.02.2020 N 71-ПП "О приеме в государственную собственность Мурманской области имущества из федеральной собственности" было принято решение о приеме в собственность Мурманской области из федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1229 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на котором расположено здание N, а также здание "Комендатура" (здание N) с кадастровым N. площадью 293 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", жилрайон Росляково. военный городок N.
В силу абзаца второго пункта 1.1. Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 31.01.2020 N 21-ПП, Министерство является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим полномочия собственника государственного имущества Мурманской области по контролю за распоряжением, использованием по назначению и сохранностью государственного имущества Мурманской области; осуществляет функции по управлению и распоряжению объектами казны Мурманской области.
Изучение материалов дела и обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы позволяет прийти к выводу, что обжалуемое судебное постановление затрагивает права и законные интересы Министерства имущественных отношений Мурманской области.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение нельзя признать законным, так как оно постановлено с существенным нарушением норм процессуального права, повлиявшим на исход дела.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Мурманска.
При новом рассмотрении дела суду следует определить круг лиц, участвующих в деле, обсудив вопрос о привлечении к участию в нем Министерства имущественных отношений Мурманской области, дать правовую оценку всем доводам указанного лица и разрешить возникший спор с учетом характера спорных правоотношений в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 19 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 29 июля 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.