Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Стешовиковой И.Г, судей: Рогачевой В.В. и Кураковой С.С, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Линской Риммы Викторовны на решение Интинского городского суда Республики Коми от 02 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 25 февраля 2021 года по делу N2-1007/2020 по иску Линской Риммы Викторовны к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми об обязании произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца и взыскании недополученной суммы пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Линская Р.В, действующая в интересах малолетней Линской Е.Э, обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Инте Республики Коми о возложении обязанности произвести перерасчет Линской Е.Э. пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.10 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом одного иждивенца и взыскании недополученных сумм пенсии с 21.06.2020.
Решением Интинского городского суда Республики Коми от 02 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 25 февраля 2021 года, в удовлетворении иска Линской Р.В. отказано.
В кассационной жалобе, направленной по почте 30 марта 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 08 апреля 2021 года, истица Линская Р.В. просит об отмене решения Интинского городского суда Республики Коми от 02 декабря 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 25 февраля 2021 года, считая их не соответствующими нормам материального и процессуального права, с вынесением по делу нового судебного постановления об удовлетворении заявленных ею требований.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы Линской Р.В. и представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Инте Республики Коми, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21.06.2020 Линской Е.Э, 04.11.2008г. рождения, была установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со ст.10 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" на основании заявления от 20.08.2020 как нетрудоспособному члену семьи умершего кормильца - отца Линского Э.П.
Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца Линской Е.Э. был исчислен из расчета одного нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца.
Решением об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, от 09.09.2020 N410 установлено, что мать Линской Е.Э. - Линская Р.В. (вдова Линского Э.П.) состоит на учете в качестве безработного, следовательно, размер пенсии Линской Е.Э. необходимо было исчислить из расчета двух нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца. В соответствии с ч.4 ст.28 ФЗ "О страховых пенсиях" ответчик устранил данную ошибку. Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца Линской Е.Э. был исчислен из расчета двух нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца - Линского Э.П. на дату его смерти - 21.06.2020, а именно: Линской Е.Э. - ребенка умершего кормильца, не достигшего возраста 18 лет, которая относится к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца в соответствии с п.1 ч.2 ст.10 ФЗ "О страховых пенсиях", и Линской Р.В, неработающей супруги умершего кормильца, осуществляющей уход за ребенком умершего кормильца, не достигшим 14 лет и имеющей право на страховую пенсию по случаю потери кормильца по вышеуказанному основанию, которая относится к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца в соответствии с п.2 ч.2 ст.10 ФЗ "О страховых пенсиях".
Основанием к установлению размера пенсии с учетом двух нетрудоспособных членов семьи умершего являлась информация Службы занятости населения Республики Коми о том, что Линская Р.В. с 13.06.2020 по состоянию на 08.09.2020 (т.е. на момент смерти Линского Э.П. 21.06.2020) состояла на учете в качестве безработной.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истица ссылалась на неправомерность расчета размера пенсии по случаю потери кормильца, назначенной ее дочери Линской Е.Э, исходя из двух нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, поскольку она сама на назначение такой пенсии не претендует.
Разрешая спор и отказывая Линской Е.Э. в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями ст.ст.10, 15 ФЗ от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон), и исходил из того, что размер страховой пенсии по случаю потери кормильца Линской Е.Э. ответчиком исчислен верно, из расчета двух нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца Линского Э.П. на дату его смерти - 21.06.2020, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности произвести Линской Е.Э. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом одного иждивенца и взыскании недополученных сумм пенсии не имеется.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылалась истица в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений пенсионного законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.10 Закона право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.10 Закона нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают.
Частями 3 - 11 статьи 15 Закона предусмотрены формулы исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца, одним из показателей которых является количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.
В соответствии с ч.25 ст.15 Закона при определении количества нетрудоспособных членов семьи, с учетом которых определяется размер страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с данной статьей, учитываются все нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на указанную пенсию, в том числе лица, являющиеся получателями иной пенсии.
Принимая во внимание, что Линская Р.В. на момент смерти Линского Э.П. состояла на учете в службе занятости и являлась неработающей, суды пришли к обоснованному выводу, что она имела право на установление с 21.06.2020 страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п.2 ч.2 ст.10 Закона как неработающая супруга умершего кормильца, занятая уходом за ребенком умершего кормильца, не достигшим возраста 14 лет.
Доводы истицы о том, что в период регистрации в качестве безработного она получала пособие по безработице, в связи с чем не являлась нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца, отклонены судами со ссылкой на положения ст.10 Закона, а также Закона РФ от 19.04.1991 N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" как основанные на неверном толковании ею понятия нетрудоспособного члена семьи.
Также обоснованно отклонены судами и утверждения истицы о необходимости учитывать при расчете размера пенсии Линской Е.Э. по случаю потери кормильца только одного иждивенца, поскольку сама Линская Р.В. за назначением ей пенсии по случаю потери кормильца не обращалась.
В силу ст.15 Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца учитываются все нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на указанную пенсию, а не только те, которые претендуют на её назначение.
По мнению судебной коллегии, способом защиты материальных интересов истицы и её дочери в сложившейся ситуации будет являться обращение самой Линской Р.В. к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца. При этом в случае не разъяснения ей ответчиком на момент принятия решения об установлении пенсии её дочери с учетом двоих нетрудоспособных членов семьи её собственного права на назначение такой пенсии, она не лишена возможности ставить вопрос о назначении ей пенсии с 21.06.2020.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 02 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Линской Риммы Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.