Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Александровой Ю.К, судей Кураковой С.С, Смирновой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4382 2020 по иску Иванова Дмитрия Анатольевича к УФСИН России по Новгородской области об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по кассационной жалобе Иванова Дмитрия Анатольевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 13 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К, объяснения третьего лица - Ивановой Е.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Иванов Д.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по Новгородской области, в котором просил признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты и обязать ответчика восстановить его в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав, что является пенсионером ФСИН России и с 23 марта 2015 года состоял на учете в Управлении для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В соответствии с протоколом заседания комиссии Управления по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты от 30 января 2020 г. он снят с учета в связи с улучшением жилищных условий. С решением комиссии истец не согласен, поскольку на день принятия оспариваемого решения его супруга Иванова Е.А. находилась на 13 неделе беременности, а в июле 2020 года у него родилась дочь.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 21 октября 2020 года исковые требования Иванова Д.А. удовлетворены.
Признано незаконным решение комиссии УФСИН России по Новгородской по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты о снятии Иванова Д.А. с учета нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол N1 от 30 января 2020 года).
На УФСИН России по Новгородской области возложена обязанность восстановить Иванова Д.А. с 28 января 2015 года на учете нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
С УФСИН России по Новгородской области в пользу Иванова Д.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 13 января 2021 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Иванова Д.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Иванов Д.А. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, выражает несогласие с оценкой доказательств.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и возражений на нее, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебного постановления суда апелляционной инстанции, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы, поскольку предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что с 2005 года по 2018 год Иванов Д.А. проходил службу в УФСИН России по Новгородской области.
28 января 2015 года Иванов Д.А. обратился по месту службы с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением комиссии Управления от 23 марта 2015 года (протокол N 1) Иванов Д.А. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе три человека (он, супруга Иванова Е.А, сын - ФИО1, 2006 г.р.).
Решением комиссии Управления от 25 мая 2017 года членом семьи Иванова Д.А. в соответствии с решением Новгородского районного суда Новгородской области от 15 марта 2016 года признан несовершеннолетний сын его супруги Ивановой Е.А. - ФИО2, 2005 года рождения, в связи с чем, в учетное дело Иванова Д.А. внесены соответствующие изменения, истец принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из 4-х человек (он, супруга Иванова Е.А, сын ФИО1, 2006 г.р, сын супруги ФИО2, 2005 г.р.).
16 декабря 2019 года Иванов Д.А. обратился в Управление с рапортом, в котором сообщил об изменении своих жилищных условий, что связано со смертью его отца ФИО3 (умер 21 июня 2018 года) и смертью бабушки его супруги Ивановой Е.А. - ФИО4 (умерла 30 ноября 2016 года). Умершие являлись собственниками 2-х жилых помещений - квартиры по адресу: "адрес", и квартиры по адресу: "адрес", соответственно, в которых Иванов Д.А. и члены его семьи имеют право пользования.
30 января 2020 года комиссия Управления приняла решение о снятии Иванова Д.А. с учета нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369 (протокол N1 от 30 января 2020 года).
В решении указано, что Иванов Д.А. снят с учета в связи с улучшением жилищных условий, т.к. в связи со смертью родственников, обеспеченность жилой площадью составляет на каждого из членов семьи по 15, 47 кв.м, что превышает учетную норму 15 кв.м.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, поскольку обеспеченность жилым помещением семьи Иванова Д.А. сверх учетной нормы являлась временным обстоятельством (имела место в период с 21 июня 2018 года по 2 июля 2020 года), и данное превышение было незначительным, а с рождением дочери нуждаемость в жилье у Иванова Д.А. сохранилась, принимая во внимание наличие в семье Иванова Д.А. троих несовершеннолетних детей, в связи с чем срок получения государственной поддержки для приобретения жилья для семьи имеет чрезвычайно важное значение, пришел к выводу о том, что право Иванова Д.А. состоять на учете нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения должно быть восстановлено со дня принятия его на учет, а потому удовлетворил заявленные Ивановым Д.А. требования в полном объеме.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами не согласилась.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции руководствовался ст. 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, и исходил из следующего.
При принятии решения о снятии Иванова Д.А. с учета на предоставление единовременной социальной выплаты Управление исходило из того, что обеспеченность жилой площадью у Иванова Д.А. и членов его семьи на момент вынесения решения составляла более 15 кв.м. При этом Управлением правомерно учтено наличие в пользовании Иванова Д.А. жилой площади в квартире N дома N в д. "адрес" "адрес" района "адрес" области, которая принадлежит на праве собственности его матери и в которой истец зарегистрирован и проживает, а именно: 21, 83 кв.м.; в пользовании супруги Иванова Д.А. - Ивановой Е.А. и ее несовершеннолетнего сына ФИО2, 2005 г.р. жилой площади в квартире N дома N по ул. "адрес", принадлежащей матери супруги ФИО5 и деду супруги ФИО6, а именно: 30, 3 кв.м.; в пользовании несовершеннолетнего сына Иванова Д.А. - ФИО1, 2006 г.р. жилой площади в муниципальной квартире N дома N в д. "адрес", в которой несовершеннолетний имеет право на приватизацию 1/3 доли, а именно: 14, 8 кв.м.
Следовательно, Иванов Д.А. утратил основания быть признанным нуждающимся в жилом помещении, и решение жилищно-бытовой комиссии Управления N 1 от 30 января 2020 года о снятии истца с учета нуждающихся в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является законным и обоснованным.
То обстоятельство, что на момент принятия оспариваемого решения о снятии Иванова Д.А. с учета супруга истца находилась на 13-й неделе беременности, а 2 июля 2020 года у Иванова Д.А. родилась дочь ФИО7, правового значения для рассмотрения данного спора не имеет.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3, часть 5 статьи 4 Закона N 283- ФЗ).
Как следует из пунктов 1, 3 части 2 статьи 1 названного закона, членами семьи сотрудника, на которых распространяется действие этого федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями данного закона, считаются супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником, а также несовершеннолетние дети.
В данном случае, ко дню принятия Управлением оспариваемого решения ребенок у Иванова Д.А. еще не родился, поэтому он не может быть учтен в качестве члена семьи истца.
Проанализировав вышеприведенные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных Ивановым Д.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит вывод суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Иванова Д.А. правомерным.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного Закона.
К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из приведенных нормативных положений следует, что основанием для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Суд апелляционной инстанции, установив данное обстоятельство на основе исследованных доказательств, пришел к правильному выводу о наличии у ответчика оснований для снятия истца с соответствующего учета.
Доводы кассационной жалобы, оспаривающие вышеуказанные выводы суда апелляционной инстанции, что решение ответчика в части снятия Иванова Д.А. и членов семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является правомерным, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального законодательства, а также по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, поэтому в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления принятого по данному делу.
В силу статей 67, 327.1 названного Кодекса установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом переоценивать представленные сторонами доказательства, а также принимать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства, на что по существу и направлены доводы кассационной жалобы.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку нарушений судом норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 13 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.