г. Нижний Новгород
22 июня 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Красновой Н.П, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щетинкиной К.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петрова Д.Е, Теляпкулова Р.Р, Искандарова В.В, Галинурова Д.Р, Саетгалиевой Р.Г, Субботина В.С, Соколова А.О, Мулланурова А.А, Денекиева М.Р, Кривозубова В.А, Галимовой Э.В, Лукмановой Э.С, Зиганшина И.З, Уразбахтина Р.Р, Рахимова Р.Р, Шорсткиной Е.А, Васильева П.Ю, Валеева С.А, Уразбахтина Э.Р, Мухамеджанова Р.Р, Кузьменко Ф.Ф, Хамитовой Ф.Ф, Ануфриевой Л.М, Бурхановой Э.Х. к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании недействующим лесохозяйственного регламента Макаровского лесничества Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года N603-ОД "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан с момента его принятия в части" по частной жалобе Мулланурова А.А. и дополнения к ней на определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 марта 2021 года о прекращении производства по административному делу
установил:
группа граждан в количестве 24-х человек (Петров Д.Е, Галинуров Д.Р, Соколов А.О, Кривозубов В.А, Зиганшин И.З, Шорсткина Е.А, Уразбахтин Э.Р, Хамитова Ф.Ф, Теляпкулов Р.Р, Саетгалиева Р.Г, Муллануров А.А, Галимова Э.В, Уразбахтина Р.Р, Васильев П.Ю, Мухамеджанова Р.Р, Ануфриева Л.М, Искандаров В.В, Субботин В.С, Денекиев М.Р, Лукманова Э.С, Рахимов Р.Р, Валеев С.А, Кузьменко Ф.Ф, Буранова Э.Х.) обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с коллективным административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании недействующим в части приказа Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года N603-ОД "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан", в обоснование требований указано, что приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года N603-ОД "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан" был принят новый лесохозяйственной регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан. По сравнению со старым лесохозяйственным регламентом Макаровского лесничества Республики Башкортостан новый Регламент содержит следующие изменения: в отношении кварталов 1, 2, 6, и 11 изменена категория защитных лесов с лесопарковой зоны на запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; в отношении кварталов 2 и 7 изменена категория защитных лесов с лесов лесопарковой зоны на леса, расположенные в защитных полосах лесов; в отношении квартала 7 и частей кварталов 1, 2, 6, 10, 11 предусмотрено выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых.
Указанные кварталы составляют уникальный памятник природы шихан Куштау.
Таким образом, в результате принятия оспариваемого приказа территория памятника стала доступной для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых.
Правительством Республики Башкортостан принято постановление от 2 сентября 2020 года N529 "О создании особо охраняемой природной территории республиканского значения в муниципальных районах Ишимбайский и Стерлитамакский районы Республики Башкортостан".
Несмотря на присвоение шихану статуса особо охраняемой природной территории, статус лесов, располагающихся на горе Куштау, позволяет осуществлять разведку и добычу полезных ископаемых. Разработка и возможное уничтожение шихана Куштау затрагивает и нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
Полагают, что приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года N603-ОД в части, позволяющей разведку и добычу полезных ископаемых на территории особо охраняемой природной зоны горы Куштау, противоречит постановлению Правительства Республики Башкортостан N529 от 2 сентября 2020 года "О создании особо охраняемой природной территории республиканского значения в муниципальных районах Ишимбайский и Стерлитамакский районы Республики Башкортостан" и части 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N33-Фз "Об особо охраняемых природных территориях" - актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного, граждане, обратившиеся с коллективным иском, просили признать недействующим приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года N603-ОД "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан" в части перевода из категории "лесопарковая зона" лесов, располагающихся в следующих кварталах: кварталы 1, 2, 6, 10 и 11 в категорию "запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов"; кварталы 2 и 7 в категорию "леса, расположенные в защитных полосах лесов".
В ходе рассмотрения дела по существу гражданами, обратившимися с коллективным иском, административные исковые требования были уточнены, они просили суд признать недействующим лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан, утверждённый приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года N603-ОД "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики -Башкортостан" с момента его принятия в части перевода из категории лесопарковая зона" лесов, располагающихся в следующих кварталах: кварталы 1, 2, 6, 10 и 11 в категорию "запретные полосы лесов, положенные вдоль водных объектов"; кварталы 2 и 7 в категорию "леса, расположенные в защитных полосах лесов".
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 марта 2021 года производство по административному делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ (далее по тексту- КАС РФ).
В частной жалобе Муллануров А.А. просит отменить определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 марта 2021 года как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно частной жалобы Мулланурова А.А. Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан поданы возражения о необоснованности доводов частной жалобы и законности судебного акта.
В судебном заседании, лицо, ведущее административное дело в интересах группы лиц, Муллануров А.А. частную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в частной жалобе, просил ее удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан ФИО1 действующая по доверенности от 11 января 2021 года, просила в удовлетворении частной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150, части 5 статьи 213 КАС РФ, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Дмитриева М.С, поддержавшего доводы частной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев доводы частной жалобы и дополнения к ней, возражений на них, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 17 апреля 2019 года N953-ОД "О внесении изменений в приказ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 30 августа 2018 года N 1083-ОД "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств Республики Башкортостан" утвержден лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества (том 2 л.д.212-222).
В структуре Регламента имеется таблица N3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов", в которой приведено определение лесов в границах Макаровского лесничества по целевому значению и категориям на защитные и эксплуатационные леса.
Согласно таблице N3 Регламента, лесные участки, расположенные в кварталах N1-8, 10-13, 17-19, 24, 25, 29-31 имеют категорию защитных лесов "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов", парковая зона.
На основании проектной документации по проектированию (изменению) границ лесопарковой и зеленой зоны в лесах Макаровского лесничества Республики Башкортостан, согласованной письмом Рослесхоза от 26 июня 2019 года NАВ-03-27/11525, а также распоряжения Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 27 июня 2019 года N222-р "Об изменении и установлении границ лесопарковых и зеленых зон Макаровского лесничества Республики Башкортостан" Федеральным агентством лесного хозяйства издан приказ от 27 марта 2020 N380 "Об отнесении лесов на территории Макаровского лесничества Республики Башкортостан к защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ" (том 2 л.д. 172-181, 246).
Согласно приложению N1 к приказу, леса, расположенные на территории Макаровского лесничества отнесены к защитным лесам, эксплуатационным лесам, в том числе: части кварталов 2, 3, 6, 7, 11, 52, 53, 57 Урнякского участкового лесничества отнесены к лесам, расположенным в защитных полосах лесов; части кварталов 1-3, 6, 7, 10-12, 18, 52, 57 Урнякского участкового лесничества отнесены к запретным полосам лесов, расположенных вдоль водных объектов.
На основании приказа Рослесхоза от 27 марта 2020 года N380 внесены изменения в государственный реестр в части уточнения границ и площади выделов, в которых изменились границы лесопарковых и зеленых зон (Акт N4 от 10 апреля 2020 года).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" был разработан проект лесохозяйственного регламента Макаровского лесничества Республики Башкортостан и размещен 13 апреля 2020 года на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для ознакомления заинтересованных лиц с данным проектом.
По истечении срока для ознакомления с проектом и с учетом не поступивших предложений и замечаний, приказом Минлесхоза Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года N603-ОД внесены изменения в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан (том 2 л.д.223-234).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый лесохозяйственный регламент был опубликован надлежащим образом на сайте Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 15 Порядка разработки лесохозяйственных регламентов, при этом необходимость прохождения процедуры государственной регистрации приказов, утверждающих лесохозяйственные регламенты, вышеуказанным Порядком не предусмотрена.
Прекращая производство по административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку граждане, обратившиеся с коллективным иском в порядке статьи 42 КАС РФ, не являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, они не являются лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах вышеуказанного лесничества, то оспариваемый в части нормативный правовой акт не нарушает и не затрагивает права и законные интересы граждан, обратившихся с коллективным административным исковым заявлением.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами судьи, поскольку они являются ошибочными и не основаны на требовании закона.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 1 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9 часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).
Названные конституционные положения в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Указанная конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулирует лесное законодательство, которое состоит из Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 2 Лесного кодекса РФ).
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются в том числе на таких принципах как сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления, платность использования лесов (пункты 2, 5 и 10 части 1 Лесного кодекса РФ).
Согласно положениям статьи 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Физические лица являются одними из участников отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (часть 1 статьи 3 и часть 1 статьи 4 Лесного кодекса РФ).
Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и собирать пищевые лесные ресурсы для собственных нужд, осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (часть 1 статьи 11 "пребывание граждан в лесах" Лесного кодекса РФ).
Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами (п. 4).
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьей 11 Лесного кодекса РФ, не допускается (часть 6 статьи 11 Лесного кодекса РФ).
Судом первой инстанции установлено, что гора "Куштау" получила статус особо охраняемой природной территории на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 2 сентября 2020 года N529 "О создании особо охраняемой природной территории республиканского значения в муниципальных районах Ишимбайский район и Стерлитамакский районы Республики Башкортостан", то есть после внесения изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан (том 4 л.д. 111-146).
Как следует из материалов дела, административные истцы являются жителями Республики Башкортостан, несколько административных истцов являются жителями г. Стерлитамак и села Урняк, которые находятся в непосредственной близости от горы Куштау, на территории которого и была изменена категория лесов оспариваемым нормативным правовым актом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 9 января 1998 года N 1-П, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнению ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов- представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Следовательно, граждане, проживающие на территории Республики Башкортостан, имеют право свободно и бесплатно использовать лес Макаровского лесничества для пребывания в нем, собирать пищевые лесные ресурсы для собственных нужд, осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, соответственно являются участниками отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в границах вышеуказанного лесничества и являются субъектами правоотношений, которые регулируются Лесохозяйственным регламентом Макаровского лесничества.
Кроме того, согласно статье 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду относится к числу неотъемлемых конституционных прав граждан.
Конституционный Суд в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений Постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" отмечал, что обязанностью государства является соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду, такая обязанность предполагает обеспечение экологического благополучия путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий техногенных аварий.
Учитывая изложенное, и руководствуясь конституционным принципом безусловной высшей ценности человека, его прав и свобод, в том числе, право каждого на благоприятную окружающую среду, относящееся к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав, подлежащих государственной защите и не требующее какого-либо специального доказывания, а также право каждого свободно и бесплатно использовать лес для пребывания в нем, граждане, обратившиеся с коллективным иском в порядке статьи 42 КАС РФ, являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку они являются лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах вышеуказанного лесничества.
С учетом вышеизложенного, выводы суда первой инстанции о том, что граждане, обратившиеся с коллективным иском в порядке статьи 42 КАС РФ, не являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку они не являются лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах вышеуказанного лесничества, в связи с чем оспариваемый в части нормативный правовой акт не нарушает и не затрагивает права и законные интересы граждан, обратившихся с коллективным административным исковым заявлением, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Кроме того, суд первой инстанции, прекращая производство по административному делу, руководствовался пунктом 1 части 1 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ и пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которым в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Между тем, обстоятельств, позволяющих применить приведенные положения КАС РФ и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, судом первой инстанции по делу установлено не было.
С учетом вышеизложенного, судебный акт подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы частной жалобы о допущенных при рассмотрении административного дела процессуальных нарушений отклоняются как несостоятельные.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении судом первой инстанции настоящего дела состав суда изменялся и после изменения состава суда судебное заседание проведено с самого начала с соблюдением требований КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определил:
определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 марта 2021 года отменить.
Направить административное дело по административному исковому заявлению Петрова Д.Е, Теляпкулова Р.Р, Искандарова В.В, Галинурова Д.Р, Саетгалиевой Р.Г, Субботина В.С, Соколова А.О, Мулланурова А.А, Денекиева М.Р, Кривозубова В.А, Галимовой Э.В, Лукмановой Э.С, Зиганшина И.З, Уразбахтина Р.Р, Рахимова Р.Р, Шорсткиной Е.А, Васильева П.Ю, Валеева С.А, Уразбахтина Э.Р, Мухамеджанова Р.Р, Кузьменко Ф.Ф, Хамитовой Ф.Ф, Ануфриевой Л.М, Бурхановой Э.Х. к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании недействующим лесохозяйственного регламента Макаровского лесничества Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года N603-ОД "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Макаровского лесничества Республики Башкортостан с момента его принятия в части" на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 2 июля 2021 года.
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.