г. Нижний Новгород 7 июля 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Рогожиной Е.В, рассмотрев административное дело по частной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края на определение Пермского краевого суда от 15 декабря 2020 года по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
8 июня 2020 года в Пермский краевой суд поступило заявление Министерства Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края о взыскании судебных расходов в размере 26 863 рубля.
Определением Пермского краевого суда от 15 декабря 2020 года в удовлетворении заявления отказано в полном объеме.
В частной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края ставит вопрос об отмене указанного определения как вынесенного с нарушением норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке апелляционным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании ст. 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе: расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1, транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны возмещаются другой стороной спора, в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные с обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны.
Таким образом, при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов в виде транспортных и иных издержек юридически значимым является установление связи указанных расходов с рассмотрением дела, их необходимости, оправданности и разумности исходя из цен, которые обычно устанавливаются за данные услуги.
Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1).
В рамках административного дела N ФИО1, ФИО5 обратились в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просили: признать недействующими пункты 1, 3.1 постановления Правительства Пермского края от 08 июня 2018 года N 305-п, приказ от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-96 в части установления расчетной единицы накопления твердых коммунальных отходов в многоквартирных домах равной "1 квадратный метр общей площади", приказ от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-97, приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 31 января 2019 года N СЭД-24-02-46-2 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов.
В рамках административного дела N товарищество собственников жилья "Лаврова 16", товарищество собственников недвижимости "Дом на улице Николая Островского, 29", товарищество собственников жилья "Эльсинор", товарищество собственников недвижимости "Беляева, 8", товарищество собственников жилья "Комсомольский проспект-71", жилищно-строительный кооператив 28, товарищество собственников жилья "Пушкина 80", товарищество собственников жилья "ТРИО", товарищество собственников жилья "Карпинского, 112", товарищество собственников жилья "Островского 49", товарищество собственников жилья "Холмогорская, 4Б", жилищно-строительный кооператив N 28, товарищество собственников жилья "Комсомольский проспект-77", товарищество собственников жилья "Урал-Вест-Дом", ассоциация содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт", товарищество собственников жилья "Покровские ворота", товарищество собственников жилья "Космонавтов, 74", товарищество собственников жилья "Комсомольский проспект, 86", товарищество собственников жилья "Космонавта Беляева, 35", товарищество собственников жилья "Куйбышева 86", товарищество собственников жилья "Авиатор", товарищество собственников жилья "Нейвинская 10А", товарищество собственников жилья "Пушкарская, 88", товарищество собственников жилья "Панфилова-14", товарищество собственников жилья "Добролюбова 1", товарищество собственников недвижимости (товарищество собственников жилья) "9 Мая, 1", товарищество собственников жилья "К, 24", товарищество собственников жилья "Хабаровская 66", товарищество собственников жилья "Черняховского-55", товарищество собственников жилья "Уинская, 35", товарищество собственников жилья "Петропавловская, 83" (далее также - Товарищества собственников жилья) обратились в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 1 приказа от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-96 в части утверждения в приложении к приказу расчетных единиц, в отношении которых устанавливается норматив накопления
твердых коммунальных отходов, для категории "Домовладения", пункта 1 приказа от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-97 в части утверждения в приложении к приказу нормативов накопления твердых коммунальных отходов, для категории "Многоквартирные дома", постановления N 53-о и приказа от 21 декабря 2018 года N СЭД-24-02-46-10.
Определением Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ административные дела N и N объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, объединенному административному делу присвоен N
Определением Пермского краевого суда от 25 июня 2019 года к производству суда принято измененное административное исковое заявление Товариществ собственников жилья, в котором административные истцы просили признать недействующими пункты 1, 3.1 и 3.2 постановления Правительства Пермского края от 08 июня 2018 года N 305-п, пункт 1 приказа от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-96 в части утверждения в приложении к приказу расчетных единиц, в отношении, которых устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов, для категории "Домовладения", пункт 1 приказа от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-97 в части утверждения в приложении к приказу нормативов накопления твердых коммунальных отходов, для категории "Многоквартирные дома", приказ от 21 декабря 2018 года N СЭД-24-02-46-10, постановление от 20 декабря 2018 года N 53-о, постановление от 29 марта 2019 года N 21-о и постановление от 31 мая 2019 года N 41-о.
Определением Пермского краевого суда от 11 октября 2019 года прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья "Лаврова 16", товарищества собственников недвижимости "Дом на улице Николая Островского, 29", товарищества собственников жилья "Эльсинор", товарищества собственников недвижимости "Беляева, 8", товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-71", жилищно-строительного кооператива 28, товарищества собственников жилья "Пушкина 80", товарищества собственников жилья "ТРИО", товарищества собственников жилья "Карпинского, 112", товарищества собственников жилья "Островского 49", товарищества собственников жилья "Холмогорская, 4Б", жилищно-строительного кооператива N 28, товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-77", товарищества собственников жилья "Урал-Вест-Дом", ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт", товарищества собственников жилья "Покровские ворота", товарищества собственников жилья "Космонавтов, 74", товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект, 86", товарищества собственников жилья "Космонавта Беляева, 35", товарищества собственников жилья "Куйбышева 86", товарищества собственников жилья "Авиатор", товарищества собственников жилья "Нейвинская 10А", товарищества собственников жилья "Пушкарская, 88", товарищества собственников жилья "Панфилова-14", товарищества собственников жилья "Добролюбова 1", товарищества собственников недвижимости (товарищества собственников жилья) "9 Мая, 1", товарищества собственников жилья "К, 24", товарищества собственников жилья "Хабаровская 66", товарищества собственников жилья "Черняховского-55", товарищества собственников жилья "Уинская, 35", товарищества собственников жилья "Петропавловская, 83" о признании недействующими:
постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 года N 53-о "О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского казенного государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" на территории Пермского края", постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 29 марта 2019 года N 21-о "О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" на территории Пермского края".
Решением Пермского краевого суда от 11 октября 2019 года постановлено: "Административное исковое заявление административных истцов удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: пункт 1 приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-97 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края" (в редакции приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 31 января 2019 года N СЭД-24-02-46-2, от 06 мая 2019 года N СЭД-24-02-46-36) в части утверждения в приложении к приказу нормативов накопления твердых коммунальных отходов, для категории "Многоквартирные дома"; приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 21 декабря 2018 года N СЭД-24-02-46-10 "Об утверждении средней плотности твердых коммунальных отходов на территории Пермского края"; постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года N 41-о "О предельном едином тарифе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" на территории Пермского края".
В удовлетворении остальной части заявленных требований о признании недействующими:
пунктов 1, 3.1 и 3.2 постановления Правительства Пермского края от 08 июня 2018 года N 305-п "Об особенностях определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае"; пункта 1 приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 июля 2018 года N СЭД-46-04-02-96 "Об утверждении расчетных единиц и категорий объектов, расположенных на территории Пермского края, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов" в части утверждения в приложении к приказу расчетных единиц, в отношении которых устанавливается норматив накопления твердых коммунальных отходов, для категории "Домовладения" - отказано".
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2020 года решение Пермского краевого суда от 11 октября 2019 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Галицкого Дениса Григорьевича, товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-77", товарищества собственников жилья "Комсомольский проспект-71", жилищно-строительного кооператива 28, ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт", товарищества собственников жилья "Куйбышева 86", Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, ФГБОУ ВО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет", ПКГУП "Теплоэнерго" - без удовлетворения.
Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18 ноября 2020 года кассационная жалоба Галицкого Дениса Григорьевича на решение Пермского краевого суда от 11 октября 2019 года и апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2020 года оставлена без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, административный ответчик Министерство жилищно-коммунального хозяйств и благоустройства Пермского края понес расходы, связанные с рассмотрением административного дела в суде апелляционной инстанции: транспортные расходы 25 663 рубля, и суточные расходы в размере 1 200 рублей.
В заявлении о судебных расходах административного ответчика указано, что основанием для взыскания судебных расходов является принцип пропорционального возмещения судебных расходов в связи с частичным удовлетворением исковых требований административных истцов.
Суд первой инстанции правильно не согласился с этим доводом, исходя из следующего.
В соответствии с абз. 5 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении: требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 111 указанного кодекса).
При таких обстоятельствах, судебные расходы административного ответчика не подлежат возмещению.
Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определил:
определение судьи Пермского краевого суда от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, частную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, через Пермский краевой суд.
Судья Е.В. Рогожина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.