Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А.
судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при помощнике судьи Идрисовой С.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального образования "Старомайнское городское поселение" на решение Ульяновского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании не действующими в части Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования "Старомайнское городское поселение, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "Старомайнское городское поселение" от 21 марта 2019 года N15.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, заключение представителя отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия - пункты 1 и 2 части 1 статьи 4; пункт 3 части 1 статьи 4 в части слов "исполнительный орган"; часть 3 статьи 4; пункт 3 части 4 статьи 4 в части слов "на основании постановления Главы"; пункт 4 части 4 статьи 4 в части слов "на основании постановления Главы"; пункт 9 части 4 статьи 4; часть 1 статьи 7 в части слов ", муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "Старомайнское городское поселение"; абзац 1 статьи 8; часть 5 статьи 9 в части слов "и Главы"; часть 7 статьи 9 в части слов ", а Комитет Главу, " часть 2 статьи 10; часть 3 статьи 11 в части слов "и Главы"; часть 1 статьи 12; часть 3 статьи 12 в части слов "с согласия Главы"; часть 3 статьи 13; часть 3 статьи 14; часть 4 статьи 14 в части слов ", которая утверждается постановлением Главы"; абзац 1 статьи 15 в части слов ", правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования "Старомайнское городское поселение"; часть 1 статьи 16 в части слов "и решениями Совета"; абзац 1 части 2 статьи 16 в части слов "на основании постановления Главы от своего имени"; пункт "а" части 2 статьи 16 в части слов "решениями Совета депутатов муниципального образования "Старомайнское городское поселение"; пункт "б" части 2 статьи 16; пункт "в" части 2 статьи 16 в части слов "и решениями Совета"; часть 2 статьи 17 в части слов "по поручению Главы"; часть 7 статьи 17 в части слова "Советам"; часть 2 статьи 18 в части слов "по поручению Главы"; часть 7 статьи 18 в части слова "Советом" Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования "Старомайнское городское поселение, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "Старомайнское городское
поселение" от 21 марта 2019 г..N 15 в части предусматривающей согласование с Советом депутатов образования "Старомайнское городское поселение" и Главой муниципального образования "Старомайнское городское поселение", ссылаясь на их противоречие положениям статей 16, 35, 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по смыслу которых осуществление полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом от имени муниципального образования является прерогативой администрации муниципального образования "Старомайнский район", как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, что не предполагает согласование с представительным органом муниципального образования и Главой муниципального образования решений о передаче объектов муниципального имущества в областную или федеральную собственность, отчуждения муниципального имущества, приобретенного за счет средств бюджета муниципального образования, передаче недвижимого имущества в залог, по концессионному соглашению, распоряжения находящимися в муниципальной собственности акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, как это установлено оспариваемыми нормами. Иное, по мнению административного истца, означало бы неправомерное ограничение администрации муниципального образования "Старомайнский район" осуществлять полномочия по управлению распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Решением Ульяновского областного суда от 4 марта 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Совет депутатов муниципального образования "Старомайнское городское поселение" просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Против удовлетворения апелляционной жалобы прокурором и административным истцом представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого правового регулирования, суд первой инстанции, посчитав заслуживающими доводы о несоответствии федеральному законодательству оспариваемых положений, признал их недействующими.
Выводы суда согласуются с предписаниями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которых федеральный законодатель, относя к вопросам местного значения вопрос владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, при этом разграничивает компетенцию представительного органа и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, говоря о том, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пункт 5 части 10 статьи 35); иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35).
Исходя из системного толкования норм материального права, иные полномочия представительного органа могут быть установлены уставами муниципальных образований, при условии, что такие полномочия содержатся в федеральном законе.
Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, предполагает разработку лишь механизмов реализации, с помощью которых уполномоченное лицо будет осуществлять непосредственное управление и распоряжение имуществом и не предполагает его реализацию самим представительным органом местного самоуправления, в том числе путем согласования совершения сделок с муниципальным имуществом.
В части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ содержатся собственные полномочия Главы муниципального образования.
Уставом муниципального образования "Старомайнское городское поселение" (часть 2 статьи 31) предусмотрено избрание главы поселения из состава Совета депутатов поселения.
В случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава глава муниципального образования исполняет полномочия его председателя (пункт 3 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Являясь выборным должностным лицом органа местного самоуправления, глава муниципального образования осуществляет как собственные полномочия по решению вопросов местного значения (часть 1, пункт 3 части 2, часть 4 статьи 36, часть 4 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ"), так и полномочия председателя представительного органа муниципального образования (часть 5 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Перечень полномочий Главы муниципального образования, указанных в приведенных нормах, является исчерпывающим, полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом Глава муниципального образования не наделен.
Таким образом, наделение Главы муниципального образования "Старомайнское городское поселение" и Совета депутатов муниципального образования "Старомайнское городское поселение" полномочиями по согласованию сделок с муниципальным имуществом и связанными с этим согласованием иными полномочиями является иным дополнительным полномочием, не отнесенным ни Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, ни каким-либо другим федеральным законом к вопросам организации деятельности главы муниципального образования поселения и представительного органа муниципального образования поселения.
В связи с этим Положение не может устанавливать иные дополнительные полномочия Главы муниципального образования и представительного органа муниципального образования поселения в нарушение положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, а также Устава муниципального образования "Старомайнское городское поселение".
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что предусмотренное статьей 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право органов местного самоуправления самостоятельно от имени муниципального образования владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом, не означает произвольной реализации данного права, на чем фактически настаивает Совет депутатов муниципального образования "Старомайнское городское поселение", такое право осуществляется на основе правовых актов муниципального образования, но принятых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, что предполагает строгое следование закону.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что правовое регулирование обусловлено контролем за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения, не могут повлиять на отмену решения, все эти доводы судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло обстоятельное мотивированное отражение в судебном постановлении.
Судебная коллегия, соглашаясь с решением суда первой инстанции, констатирует, что осуществление контрольных полномочий представительным органом также не является произвольным, а осуществляется посредством форм и методов, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами.
На основании изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ульяновского областного суда от 4 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования "Старомайнское городское поселение" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.