Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Мироновой Н.В, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хшиво Юрия Ильича к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 2 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Хшиво Ю.И. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований, о признании недействующими пунктов 18576, 18577 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907; пунктов 21084, 21085 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647; пунктов 22825, 22826 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608.
Требования обоснованы тем, что в названные пункты Перечней необоснованно включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 20, 6 кв.м, этаж N 1, расположенное по адресу: "адрес", а также нежилое помещение с кадастровым номером N общей площадью 70, 8 кв.м, этаж N 1, расположенное по адресу: "адрес", поскольку они не обладают признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
Решением Самарского областного суда от 2 апреля 2021 года административный иск Хшиво Ю.И. удовлетворен, признаны недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 г. N 1907, в части включения в него под пунктом 18576 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 18577 - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес"
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 г. N 1647, в части включения в него под пунктом 21084 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 21085 - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес"
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28.10.2018 г. N1608, в части включения в него под пунктом 22825 нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом 22826 - нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенных по адресу: "адрес"
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение Самарского областного суда от 2 апреля 2021 года и отказать административному истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
Относительно апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области административным истцом поданы возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба подлежит отклонению, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (статьи 72 и 76 Конституции РФ).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст.ст.3 и 14 НК РФ).
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости. Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД, в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
Приказом министерства от 18 октября 2017 года N 1647, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, на 2018 год.
Приказом министерства от 29 октября 2018 года N 1608, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, на 2019 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 20, 6 кв.м, этаж N 1, расположенное по адресу: "адрес", включено в пункт 18576 Перечня на 2017 год, в пункт 21084 Перечня на 2018 год, в пункт 22825 Перечня на 2019 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 70, 8 кв.м, этаж N 1, расположенное по адресу: "адрес", включено в пункт 18577 Перечня на 2017 год, в пункт 21085 Перечня на 2018 год, в пункт 22826 Перечня на 2019 год.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания федерального и регионального законодательства, сделал верный вывод, что оспариваемые приказы изданы в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что административному истцу Хшиво Ю.И. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- нежилое помещение с кадастровым номером N общей площадью 20, 6 кв.м, этаж N 1, расположенное по адресу: "адрес"
- нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 70, 8 кв.м, этаж N 1, расположенное по адресу: "адрес"
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 09.09.2020 г. NN 99/2020/347069925, 99/2020/347069769, назначение и наименование спорных объектов недвижимости - "нежилое помещение". Указанные нежилые помещения находятся в пределах нежилого здания с кадастровым номером N общей площадью 2 251, 4 кв.м, назначение - "нежилое", наименование - "нежилое здание", количество этажей: 3, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: "адрес"
Судом первой инстанции сделан верный вывод, что по сведениям ЕГРН, наименование и назначение спорных нежилых помещений, здания, в котором они расположены, не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ, в связи с этим для включения спорных помещений в Перечни требовалось установление их фактического использования.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции осмотр нежилых помещений на момент формирования и утверждения Перечней Министерством имущественных отношений Самарской области не проводился, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные акты.
Судом первой инстанции сделан верный вывод, что административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца и не доказан факт соответствия спорных объектов недвижимости, критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилых помещений, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что они не соответствуют критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, поскольку не являются административно-деловым либо торговым центром, использование не менее 20 процентов общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не установлено, в связи с чем, у Министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения спорных помещений в Перечни объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017, 2018 год и 2019 годы.
Кроме того, как следует из объяснений представителя административного истца, фактически нежилое помещение с кадастровым номером N используется как склад, а нежилое помещение с кадастровым номером N как производственный цех. Торговые и офисные помещения, а также помещения по оказанию бытовых услуг и услуг общественного питания отсутствуют.
Заключение собственником спорных нежилых помещений, являющимся индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по управлению собственным недвижимым имуществом, договоров аренды с юридическими лицами в целях решения хозяйственных задач и обслуживания клиентов, а также размещения на представленных площадях управления и служб арендатора не является основанием для включения спорных объектов в оспариваемые пункты Перечня, в связи с чем доводы административного ответчика, что указанный факт свидетельствует о том, что спорные нежилые помещения фактически используются под офис, отклоняются как не состоятельные.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Самарского областного суда от 2 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.