Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Белова В.И. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Лада" (далее - ТСЖ "Лада"), поданную в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 22 апреля 2021 года, на решение Йошкар-Олинского городского суда от 2 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 октября 2020 года по административному делу N 2а-2361/2020 по административному исковому заявлению ТСЖ "Лада" об оспаривании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл от 10 апреля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ТСЖ "Лада" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Красноармейская, дом 105 А.
В связи с осложнением эпидемиологической обстановки в Республике Марий Эл, связанной с регистрацией на территории республики случаев коронавирусной инфекции, увеличением числа контактных лиц, с целью предупреждения дальнейшего распространения инфекции, 10 апреля 2020 года заместителем главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл Юмашевой Т.В. в адрес ТСЖ "Лада" выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в виде ежедневной дезинфекции в местах общего пользования многоквартирного дома (л.д. 3).
Не согласившись с требованиями предписания, ТСЖ "Лада" оспорило его в судебном порядке.
Решением Йошкар-Олинского городского суда от 2 июля 2020 года, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 октября 2020 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "Лада" просит об отмене судебных актов, приводя доводы о том, что в указанных в предписании местах общего пользования не имеется условий для возникновения или распространения инфекционных заболеваний, в связи с чем основания для вынесения оспариваемого предписания отсутствовали.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленную необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, что следует из преамбулы, статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Положения вышеприведенного закона предусматривают организацию и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которые определены как организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац четырнадцатый статьи 1).
В силу пункта 1 статьи 29 Закон N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, среди прочего, являются федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 2 вышеприведенного закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Закон N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему федеральным законодателем полномочий и обусловлено продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Республике Марий Эл, в связи с чем пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о том, что в местах общего пользования многоквартирного дома отсутствует возможность для возникновения или распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является несостоятельным.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25 декабря 2020 года N 49-П, Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.
Другие доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение законность принятого предписания, в связи с чем не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда от 2 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Лада" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 6 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.