Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Белова В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 14 мая 2021 года кассационную жалобу военного комиссариата Ново-Савиновского и Авиастроительного районов города Казани Республики Татарстан на решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 декабря 2019 года, дополнительное решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 5 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 декабря 2020 года по административному делу N 2а-2279/2019 по административному исковому заявлению Батдалова Рамиля Раисовича к призывной комиссии по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам муниципального образования города Казани Республики Татарстан, призывной комиссии Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, военному комиссариату Ново-Савиновского и Авиастроительного районов города Казани Республики Татарстан, военному комиссариату города Нижнекамска и Нижнекамского района Республики Татарстан, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Татарстан" о признании решения и бездействия незаконными и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 декабря 2019 года административные исковые требования Батдалова Р.Р. удовлетворены частично, признано незаконным решение призывной комиссии по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам муниципального образования города Казани Республики Татарстан от 20 февраля 2019 года о признании Батдалова Р.Р. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. На военный комиссариат Ново-Савиновского и Авиастроительного районов города Казани Республики Татарстан возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав, признано незаконным бездействие призывной комиссии Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непредоставлении Батдалову Р.Р. отсрочки от призыва на военную службу на период с 1 июля 2011 года по 15 мая 2015 года. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Дополнительным решением Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 5 августа 2020 года судом постановлено об отказе в удовлетворении административного искового требования Батдалова Р.Р. о возложении обязанности на военный комиссариат Ново-Савиновского и Авиастроительного районов города Казани Республики Татарстан выдать ему военный билет в установленный законом срок.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 декабря 2020 года решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 декабря 2019 года изменено, резолютивная часть дополнена указанием о возложении на призывную комиссию по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам муниципального образования города Казани Республики Татарстан обязанности устранить нарушения прав административного истца Батдалова Р.Р. путём повторного рассмотрения вопроса о зачислении его в запас и выдаче ему военного билета. В остальной части решение суда и дополнительное решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 5 августа 2020 года оставлены без изменения.
В кассационной жалобе представитель военного комиссариата Ново-Савиновского и Авиастроительного районов города Казани Республики Татарстан ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, указав, что Батдалов Р.Р. обратился в суд по истечении трёх месяцев со дня вынесения оспариваемого заключения призывной комиссии, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Кроме того, Батдалов Р.Р. потерял право на отсрочку от призыва на военную службу в 2016 году в связи с отчислением из аспирантуры. В суд также, не были предоставлены какие-либо документы, подтверждающие, что отчисление Батдалова Р.Р. из ВУЗа было ошибочным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изучении доводов кассационной жалобы и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры;
обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Согласно пункту 2 статьи 28 Федерального закона на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение), установлено, что при наличии оснований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2). В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Таким образом, федеральным законодательством именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу.
Пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российском Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учёта, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учёте, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу.
Судами установлено, что Батдалов Р.Р, 20 августа 1990 года рождения, с 7 марта 2007 года состоял на воинском учёте в военном комиссариате города Нижнекамск и Нижнекамского района Республики Татарстан, с 9 февраля 2015 года по 21 августа 2017 года - на учёте в военном комиссариате Ново-Савиновского и Авиастроительного районов города Казани Республики Татарстан.
На основании предоставленной образовательным учреждением справки решением призывной комиссии Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан N 41 от 1 декабря 2009 года Батдалову Р.Р. с 1 декабря 2009 года по 1 июля 2011 года предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с прохождением им обучения по программе бакалавриата.
Решением призывной комиссии N 31 от 20 мая 2013 года Батдалову Р.Р. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по состоянию здоровья на период с 20 мая 2013 года по 1 октября 2013 года.
20 февраля 2019 года призывной комиссией по Авиастроительному и Ново-Савиновскому районам муниципального образования города Казани Республики Татарстан в отношении Батдалова Р.Р. принято решение о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Частично удовлетворяя требования административного истца, судами принято во внимание, что Батдалов Р.Р. начал обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Казанский национальный исследовательский технологический университет" 1 сентября 2007 года по очной форме обучение по программе бакалавриата. 1 июля 2011 года окончил обучение по указанной программе и в тот же год зачислен студентом очного отделения по программе магистратуры. Окончив обучение 1 июля 2013 года, Батдалов Р.Р. 29 августа 2013 года зачислен в аспирантуру университета. 29 сентября 2015 года административный истец отчислен из аспирантуры и восстановился на оставшийся срок обучения с 1 апреля 2016 года. В августе 2017 года был отчислен из аспирантуры в связи с окончанием срока обучения.
Данные сведения подтверждены названным образовательным учреждением.
Также приняты во внимание материалы личного дела призывника, подтверждающие периодическое предоставление призывником справок из образовательного учреждения о прохождении обучения.
Судебные инстанции пришли к выводу, что административный ответчик своевременно был уведомлён о наличии у Батдалова Р.Р. оснований для предоставления отсрочки от военной службы в связи с его обучением по очной форме обучения в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в связи с чем непредоставление отсрочки от военной службы за период с 1 июля 2011 года по 15 мая 2015 года признано и незаконным.
Такой вывод основан на материалах дела.
Кроме того, судебными инстанциями обоснованно принято во внимание, что никаких данных о проведении в отношении Батдалова Р.Р. мероприятий, связанных с призывом на военную службу, от которых бы он уклонялся, материалы дела не содержат.
Батдалов Р.Р. был лично извещён о явке в отдел военного комиссариата города Нижнекамска и Нижнекамского района Республики Татарстан на 24 апреля 2013 года и 16 мая 2013 года. В указанные даты он являлся и сдавал необходимые медицинские анализы, на основании которых призывной комиссией принято решение о предоставлении ему отсрочки по состоянию здоровья с 20 мая 2013 года по 1 октября 2013 года.
Иных повесток и других документов, свидетельствующих о мерах, предпринятых административным ответчиком для вызова административного истца в военный комиссариат, материалы дела не содержат.
В этой связи суды пришли к выводу, что Батдалов Р.Р. не уклонялся от прохождения службы.
Данный вывод также является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными на основании представленных доказательств обстоятельствами.
Доводу административного ответчика о пропуске Батдаловым Р.Р. установленного пунктом 7 статьи 28 Федерального закона трёхмесячного срока обжалования заключения призывной комиссии судами дана правильная оценка и принято во внимание, что 20 февраля 2019 году при вынесении комиссией оспариваемого решения административному истцу оно не выдавалось в письменном виде.
Статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).
Пропущенный по указанной в части 6 приведенной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным кодексом (часть 7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Приведенные законоположения закрепляют обязанность суда при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выяснять причины такого пропуска (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 за 2020 год, утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года).
Данные правовые позиции судами были учтены при рассмотрении настоящего административного дела. В этой связи довод о пропуске срока обращения в суд несостоятелен.
Оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 декабря 2019 года, дополнительное решение Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 5 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 1 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Ново-Савиновского и Авиастроительного районов города Казани Республики Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.