Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Герасимова А.В. на решение Киреевского районного суда Тульской области от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 2 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Герасимова А.В. к администрации муниципального образования Киреевского района Тульской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Герасимов А.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ администрации муниципального образования Киреевского района Тульской области в согласовании переустройства жилого помещения квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Административные исковые требования обоснованы тем, что квартира, принадлежащая на праве собственности Герасимову А.В, расположена в многоквартирном жилом доме, имеющем централизованную систему отопления. С целью сокращения расходов на отопления, а также в связи с плохим отоплением квартиры обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на установку индивидуального источника тепловой энергии в принадлежащей квартире. Решением администрации муниципального образования Киреевского района Тульской области в согласовании переустройства жилого помещения и выдаче разрешения на установку индивидуального источника отопления отказано.
Герасимов А.В. считал оспариваемое решение незаконным, нарушающим его права.
Решением Киреевского районного суда Тульской области от 15 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 2 марта 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 19 апреля 2021 года через Киреевский районный суд Тульской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 29 апреля 2021 года, Герасимов А.В. просит отменить судебные акты, ссылаясь на допущенное существенное нарушение норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. В доводах жалобы ссылается на тот факт, что административный ответчик в своем отказе по вопросу выдачи разрешения на переустройство жилого помещения не отразил, отвечает ли источник теплоснабжения техническим условиям, требованиям пункта 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307. Полагает, что орган, осуществляющий согласование не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Герасимову А.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: "адрес". Жилой дом подключен к сети центрального отопления.
22 сентября 2020 года на основании заявления Герасимова А.В. филиалом акционерного общества "Газпром газораспределение Тула" в городе Богородицке подготовлены технические условия N на присоединение к газораспределительной сети в вышеуказанной квартире, а обществом с ограниченной ответственностью "Регионгазпроект" подготовлена проектная документация на установку двухконтурного котла с закрытой камерой сгорания в квартире.
По инициативе собственника квартиры Герасимова А.В. проведено собрание по разрешению вопроса о реконструкции отопительной системы и установки индивидуального отопительного прибора в "адрес" по результатам проведенного собрания собственники жилых помещений единогласно дали согласие на проведение Герасимовым А.В. реконструкции отопительной системы и установки индивидуального отопительного прибора.
С целью проведения переустройства жилого помещения - квартиры, Герасимов А.В. обратился в администрацию муниципального образования Киреевский район Тульской области с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения в связи с установкой в нем индивидуального отопления.
Решением администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N Герасимову А.В. отказано в согласовании переустройства жилого помещения и выдаче разрешения на переустройство жилого помещения на основании пункта 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, ввиду несоответствия проекта переустройства помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства. Поскольку многоквартирный дом, в котором расположена квартира Герасимова А.В. подключена к центральной системе теплоснабжения, то перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность. Однако в утвержденной схеме теплоснабжения муниципального образования "адрес" не предусмотрены условия перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартиры в многоквартирном доме, находящегося в зоне действия источников центрального теплоснабжения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Герасимова А.В, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что решений о реконструкции многоквартирного дома и капитальном ремонте имущества в многоквартирном доме собственниками помещений не принималось. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений от 31 августа 2020 года вопрос о реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома посредством отключения от центральной системы отопления многоквартирного дома в целом и переходе на индивидуальный источник тепловой энергии, не разрешался, повесткой дня являлась установка индивидуального отопительного прибора в квартире Герасимова А.В. Утвержденной схемой теплоснабжения муниципальных образований "адрес" не предусмотрена возможность перехода на отопление жилого помещения в многоквартирном "адрес" с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирного дома. Сведений о внесении изменений в указанную схему теплоснабжения, предусматривающих условия перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартиры в указанном многоквартирном доме, а также изменений в отношении реконструкции системы теплоснабжения многоквартирного дома, не имеется. При отсутствии в схеме теплоснабжения муниципальных образований "адрес" условий перевода на индивидуальный источник теплоснабжения жилого помещения, принадлежащего Герасимову А.В, у административного ответчика не имелось оснований для принятия решения о согласовании переустройства жилого помещения в порядке требований статьями 25, 26, 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Поскольку переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (часть 1).
При этом, решение о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (части 5, 6).
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме (часть 2).
На основании пункта 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 определено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154.
Для принятия решения о переустройстве жилых помещений путем отключения от централизованной системы отопления и установления индивидуальных источников тепловой энергии, должны учитываться и иные требования законодательства.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года N 787, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; в) температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; г) давление теплоносителя - до 1 МПа.
Схема теплоснабжения разрабатывается на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154.
Согласно Требованиям к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154, в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что содержащаяся в части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения от 17 ноября 2011 года N 1514-О, от 25 января 2012 года N 199-О-О, от 21 марта 2013 года N 457-О, от 17 июля 2014 года N 1681-О и другие).
Учитывая обстоятельства дела, примененные нормы материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении заявленных требований являются правильными, оспариваемое решение права и свободы Герасимова А.В. не нарушает. Установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений. Условия перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартир в многоквартирном доме административного истца в утвержденной схеме теплоснабжения муниципального образования "адрес" не предусмотрено. Проект переустройства жилого помещения, предполагающий отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должен соответствовать строительным нормам и правилам проектировании и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления. Схема теплоснабжения муниципального образования "адрес" не предусматривает возможности перевода отдельных помещений от центральной системы теплоснабжения на индивидуальное. Право потребителей на отказ о получения услуг центрального топления в многоквартирном доме, подключенном к центральной системе топления, может быть реализовано посредством отключения от центральной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, оспариванию выводов судов об установленных фактических обстоятельствах.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции в силу компетенции, установленной положениями части 2 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять правильность применения и толкования норм материального и процессуального права при разрешении дела.
Доводы кассационной жалобы не служат основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киреевского районного суда Тульской области от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 2 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Герасимова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.