Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 7 июня 2021 года гражданское дело N2-702/2020 по иску Шумовой ФИО12 к Министерству социального развития Московской области о признании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде получения ежемесячного пособия детям-инвалидам незаконным, признании права на получение мер социальной поддержки в виде получения ежемесячного пособия детям-инвалидам
по кассационной жалобе Шумовой ФИО13
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 февраля 2021 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В, выслушав пояснения представителя истца Ташкина И.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Шумова Г.В. 28 ноября 2018 года обратилась в суд с иском к отделу социальной защиты населения г. Рошаля Министерства социального развития Московской области (далее также - отдел социальной защиты населения г. Рошаля), в котором просила признать незаконными решения отдела социальной защиты населения г. Рошаля Министерства социального развития Московской области об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Московской области, а именно ежемесячной денежной компенсации стоимости коммунальных услуг, ежемесячного пособия детям-инвалидам, социальной карты жителя Московской области, а также признать за ребенком-инвалидом ФИО14 право на обеспечение мерами социальной поддержки, предусмотренными для детей-инвалидов в Московской области.
В обоснование заявленных требований Шумова Г.В. указывала, что она является приемным родителем несовершеннолетнего ребенка ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которой установлена инвалидность по категории "ребенок-инвалид" с 3 марта 2009 года.
ФИО16, оставшаяся без попечения родителей, до 18 августа 2016 года находилась в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Московской области "Коломенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", откуда она была взята Шумовой Г.В. на воспитание.
Распоряжением управления опеки и попечительства по Коломенскому муниципальному району и городскому округу Коломна Министерства образования Московской области от 18 августа 2016 года ФИО17 принята на учет по месту жительства приемного родителя Шумовой Г.В. по адресу: "адрес", где была зарегистрирована по месту пребывания. Срок регистрации ФИО18 по месту пребывания оканчивается 8 февраля 2024 года по достижении ею 18-летнего возраста.
Для получения мер социальной поддержки, предоставляемых по законодательству Московской области, Шумова Г.В. в интересах несовершеннолетней ФИО19 в сентябре 2016 года обратилась в отдел социальной защиты населения г. Рошаля Министерства социального развития Московской области с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации стоимости коммунальных услуг, ежемесячного пособия детям-инвалидам, социальной карты жителя Московской области для бесплатного проезда на транспорте.
Уведомлениями об отказе в предоставлении мер социальной поддержки от 23 и 30 сентября 2016 г. отделом социальной защиты населения г. Рошаля Министерства социального развития Московской области Шумовой Г.В. отказано в предоставлении названных мер социальной поддержки на том основании, что у ФИО20 отсутствует постоянная регистрация по месту жительства в Московской области. Кроме того, Шумовой Г.В. в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия детям-инвалидам было отказано по причине непредставления ею документов, подтверждающих сведения о доходах родителей за три месяца, предшествующих месяцу обращения, и выписки из домовой книги или иного документа, подтверждающего количество лиц, зарегистрированных по месту жительства ребенка-инвалида.
Шумова Г.В. с данными отказами отдела социальной защиты населения г. Рошаля не согласилась, полагала их незаконными и ссылалась на то, что место жительства подопечной ФИО21 определено с приемным родителем Шумовой Г.В, которая постоянно зарегистрирована по месту жительства в Московской области, в связи с чем ФИО22 имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Московской области.
Протокольным определением судьи Шатурского городского суда Московской области от 19 декабря 2018 года заменен ненадлежащий ответчик - отдел социальной защиты населения г. Рошаля Министерства социального развития Московской области на надлежащего - Министерство социального развития Московской области в лице отдела социальной защиты населения г. Рошаля.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 31 января 2019 года исковые требования Шумовой Г.В. удовлетворены частично. Суд признал незаконными решения Министерства социального развития Московской области от 30 сентября 2016 года, выраженные в уведомлениях, об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде выдачи социальной карты жителя Московской области, получения ежемесячной денежной компенсации стоимости коммунальных услуг. Суд также признал за ФИО23 право на получение мер социальной поддержки в виде выдачи социальной карты жителя Московской области, получения ежемесячной денежной компенсации стоимости коммунальных услуг. В удовлетворении исковых требований в части признания решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде получения ежемесячного пособия детям-инвалидам незаконным, признания права на получение мер социальной поддержки в виде получения ежемесячного пособия детям-инвалидам отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 марта 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2020 года решение Шатурского городского суда Московской области от 31 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 марта 2019 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Шумовой Г.В. о признании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде получения ежемесячного пособия детям-инвалидам незаконным, признании права на получение мер социальной поддержки в виде получения ежемесячного пособия детям-инвалидам отменено, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Шатурский городской суд Московской области.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 1 июня 2020 года исковые требования Шумовой Г.В. удовлетворены. Постановлено признать незаконным решение Министерства социального развития Московской области от 23 сентября 2016 года об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия детям-инвалидам. За ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признано право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия детям-инвалидам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 февраля 2021 года решение Шатурского городского суда Московской области от 1 июня 2020 года отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шумовой Г.В. о признании незаконным решения Министерства социального развития Московской области от 23 сентября 2016 года об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия детям-инвалидам и признании за ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия детям-инвалидам, отказано.
В поданной кассационной жалобе Шумова Г.В. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Выслушав участника процесса, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО26, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ года в г.Сергиев Посад Московской области, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет группу инвалидности по категории "ребёнок-инвалид", что подтверждено соответствующей справкой Бюро медико-социальной экспертизы N 32 филиала федерального казенного учреждения "Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Московской области". До установления опеки над ФИО27 она находилась в государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Московской области "Коломенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Распоряжением начальника управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Коломенскому муниципальному району и городскому округу Коломна от 18 августа 2016 года удовлетворено заявление Шумовой Г.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о передаче ей на возмездной основе под опеку несовершеннолетней ФИО28, мать и отец которой дали согласие на удочерение ребенка. Принято решение установить опеку над несовершеннолетней ФИО29, назначить Шумову Г.В. её опекуном на возмездной основе.
Пунктом 4 названного распоряжения место жительства несовершеннолетней Пышкиной В.А. определено с опекуном Шумовой Г.В. по адресу: Московская область, г. Рошаль, ул. Советская, д. 32/1, кв. 23.
Распоряжением начальника управления опеки и попечительства по Шатурскому муниципальному району и городскому округу Рошаль Министерства образования Московской области от 19 августа 2016 года постановлено принять на учёт личное дело ФИО30, заключить с опекуном Шумовой Г.В. договор о передаче несовершеннолетней ФИО31 на воспитание в приёмную семью, определить место пребывания несовершеннолетней ФИО32 с приёмным родителем Шумовой Г.В. по адресу: "адрес".
19 августа 2016 года между Шумовой Г.В. и Управлением опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Шатурскому муниципальному району и городскому округу Рошаль заключён договор о передаче ФИО33 на воспитание в приёмную семью.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, выписке из домовой книги, выданной муниципальным казенным учреждением городского округа Рошаль Московской области "Рошальский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", ФИО34 зарегистрирована по месту пребывания совместно с опекуном Шумовой Г.В. по адресу: "адрес" на срок с 6 сентября 2016 года по 8 февраля 2024 года.
Шумова Г.В. в интересах ФИО35 обратилась в отдел социальной защиты населения г. Рошаля Министерства социального развития Московской области с заявлениями о предоставлении следующих мер социальной поддержки: ежемесячного пособия детям-инвалидам (заявление от 20 сентября 2016 года); ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг (заявление от 21 сентября 2016 года); социальной карты жителя Московской области (заявление от 22 сентября 2016 года).
Уведомлениями об отказе в предоставлении мер социальной поддержки от 23 и 30 сентября 2016 года отделом социальной защиты населения г. Рошаля Министерства социального развития Московской области Шумовой Г.В. отказано в предоставлении названных мер социальной поддержки на том основании, что у ФИО36 отсутствует регистрация по месту жительства в Московской области. Кроме того, в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия детям-инвалидам Шумовой Г.В. было отказано по причине непредставления ею документов, подтверждающих сведения о доходах родителей за три месяца, предшествующих месяцу обращения, и выписки из домовой книги или иного документа, подтверждающего количество лиц, зарегистрированных по месту жительства ребёнка-инвалида.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Шумовой Г.В. о признании незаконным решения отдела социальной защиты населения г.Рошаля Министерства социального развития Московской области от 23 сентября 2016 года об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия детям-инвалидам, признании права на получение данной меры социальной поддержки, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", Порядком назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утверждённым постановлением Правительства Московской области от 14 августа 2012 года N 989/30, исходил из того, что Шумова Г.В. обращалась в отдел социальной защиты населения г.Рошаль за назначением ФИО37 меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия детям-инвалидам, как ребенку-инвалиду, проживающему в семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения.
Принимая во внимание, что документ, указанный в подпункте "е" пункта 36 Порядка от 14 августа 2012 года N989/30 (выписка из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства ребенка-инвалида и заявителя) находится в распоряжении государственного органа или органа местного самоуправления, и территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области не запрашивался, а документы, указанные в подпункте "к" пункта 36 Порядка от 14 августа 2012 года N989/30 (документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения) подлежали предоставлению, однако заявителю было предложено представить документы, подтверждающие сведения о доходах биологических родителей за три месяца, предшествующих месяцу обращения (поскольку они не лишены родительских прав), которыми истец не располагает, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности принятого ответчиком решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия детям-инвалидам.
Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении исковых требований Шумовой Г.В. о признании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде получения ежемесячного пособия детям-инвалидам незаконным, признании права на получение мер социальной поддержки в виде получения ежемесячного пособия детям-инвалидам, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец обратилась к ответчику с заявлением от 20 сентября 2016 года об оказании меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия детям-инвалидам по категории ребенок инвалид, оставшийся без попечения единственного родителя, одного из родителей или обоих родителей, в связи с чем истцу необходимо было предоставить согласно подпункту "к" пункта 30 Порядка от 14 августа 2012 года N989/30 документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения - на ребенка-инвалида, проживающего в семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения.
Приняв в качестве новых доказательств свидетельство о расторжении брака между Шумовой Г.В. и ФИО38, справки о доходах Шумовой Г.В. за 2016 год N3, договор N46/2016-Оп о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от 19 августа 2016 года, и установив, что среднедушевой доход истца превышает величину прожиточного минимума, установленную постановлением Правительства Московской области от 24 июня 2016 года N491/21 в 2016 году в размере 10 916 рублей, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Шумовой Г.В. о признании права на получение ежемесячного пособия на ребенка-инвалида ФИО39 не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области, регулируются Законом Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
Одной из мер социальной поддержки семьи и детей являются социальные пособия, в частности: ежемесячное пособие детям-инвалидам (часть 3 статьи 3 Закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области").
В силу части 1 статьи 8 Закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" право на ежемесячное пособие детям-инвалидам имеют: 1) дети-инвалиды, имеющие одного родителя либо лицо, его заменяющее: ребенок-инвалид одинокой матери; ребенок-инвалид, потерявший единственного родителя, одного из родителей, или обоих родителей; ребенок-инвалид, оставшийся без попечения единственного родителя, одного из родителей или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав; 2) дети-инвалиды, проживающие в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области (за исключением детей-инвалидов, имеющих одного родителя либо лицо, его заменяющее).
В целях реализации Закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" постановлением Правительства Московской области от 14 августа 2012 г. N 989/30 утвержден Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области (далее - Порядок от 14 августа 2012 г. N 989/30).
В силу пункта 35 Порядка от 14 августа 2012 г. N 989/30 (в редакции от 18 июля 2014 г.) ежемесячное пособие детям-инвалидам назначается и выплачивается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области законному представителю по месту жительства ребенка-инвалида или ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет (далее - ВИЧ-инфицированный ребенок):
а) ребенка-инвалида или ВИЧ-инфицированного ребенка одинокой матери;
б) ребенка-инвалида или ВИЧ-инфицированного ребенка, потерявшего единственного родителя, одного из родителей или обоих родителей;
в) ребенка-инвалида или ВИЧ-инфицированного ребенка, оставшегося без попечения единственного родителя, одного из родителей или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав;
г) ребенка-инвалида или ВИЧ-инфицированного ребенка, проживающего в семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения (за исключением детей-инвалидов или ВИЧ-инфицированных детей, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта).
Пунктом 36 Порядка от 14 августа 2012 г. N 989/30 (в редакции от 18 июля 2014 г.) предусмотрены документы, необходимые для назначения ежемесячного пособия детям-инвалидам, в том числе: заявление о назначении ежемесячного пособия детям-инвалидам с указанием способа получения пособия (перечисление на счет, открытый в кредитной организации; перечисление на счет федерального почтового отделения связи) (подпункт "а"); выписка из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства ребенка-инвалида или ВИЧ-инфицированного ребенка и заявителя (подпункт "е"); документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения, - на ребенка-инвалида или на ВИЧ-инфицированного ребенка, проживающего в семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения (подпункт "к").
Как следует из пункта 37 Порядка от 14 августа 2012 г. N 989/30 (в редакции от 18 июля 2014 г.) вышеперечисленные документы представляются заявителем лично либо через представителя в территориальное структурное подразделение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. При обращении за назначением ежемесячного пособия детям-инвалидам представителем дополнительно предъявляется документ, подтверждающий его полномочия, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 38 Порядка от 14 августа 2012 г. N 989/30 документ, указанный в подпункте "е" пункта 36 данного Порядка, запрашивается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках межведомственного информационного взаимодействия в установленные законодательством сроки, в случае если указанный документ находится в распоряжении государственного органа или органа местного самоуправления и не был представлен заявителем (представителем) самостоятельно; представляется заявителем (представителем), если представление указанного документа не относится к полномочиям государственного органа или органа местного самоуправления.
Пунктом 39 Порядка от 14 августа 2012 г. N 989/30 (в редакции от 18 июля 2014 г.) предусмотрено, что решение о назначении ежемесячного пособия детям-инвалидам либо об отказе в назначении ежемесячного пособия детям-инвалидам принимается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области в лице его руководителя в течение 10 рабочих дней со дня обращения.
В случае непредставления заявителем (представителем) документов, предусмотренных подпунктами "е", "м", "с" пункта 36 данного Порядка, а также в случае представления заявителем документов, содержащих противоречивые сведения, по решению территориального структурного подразделения Министерства социального развития Московской области в лице его руководителя срок, в течение которого принимается решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия детям-инвалидам, продлевается до 45 рабочих дней со дня обращения. В таком случае территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение 7 рабочих дней со дня обращения (выявления противоречивых сведений) направляет запросы в соответствующие органы (организации), владеющие информацией, о чем в течение 3 рабочих дней со дня направления запроса уведомляет заявителя (пункт 40 Порядка от 14 августа 2012 г. N 989/30 в редакции от 18 июля 2014 г.).
Решение об отказе в назначении ежемесячного пособия детям-инвалидам принимается в случае несоответствия документов, указанных в пунктах 36, 37 указанного Порядка, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области (подпункт "ж" пункта 41 Порядка от 14 августа 2012 г. N 989/30).
Из приведенных выше нормативных положений следует:
1. Назначение единовременного пособия детям-инвалидам, перечисленным в пункте 35 Порядка от 14 августа 2012 г. N 989/30, производится территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области по месту жительства ребенка-инвалида, которое принимает заявление о назначении ежемесячного пособия детям-инвалидам со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, принимает решение о назначении ежемесячного пособия детям-инвалидам либо об отказе в его назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов;
2. В случае, если документ, указанный в подпункте "е" пункта 36 Порядка от 14 августа 2012 г. N 989/30 (выписка из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства ребенка-инвалида или ВИЧ-инфицированного ребенка и заявителя), не был представлен заявителем (представителем) самостоятельно и указанный документ находится в распоряжении государственного органа или органа местного самоуправления, то этот документ запрашивается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках межведомственного информационного взаимодействия в установленные законодательством сроки;
3. Документы, указанные в подпункте "к" пункта 36 Порядка от 14 августа 2012 г. N 989/30 (документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения, - на ребенка-инвалида или на ВИЧ-инфицированного ребенка, проживающего в семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения), предоставляются лишь в случае назначения ежемесячного пособия ребенку-инвалиду или ВИЧ-инфицированному ребенку, проживающему в семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Шумовой Г.В. о признании незаконным решения Министерства социального развития Московской области от 23 сентября 2016 г, выраженного в уведомлении, об отказе в предоставлении ФИО40 меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия детям-инвалидам и признании права на получение ею данной меры социальной поддержки, суд апелляционной инстанции не учел указанные нормативные положения. Суд исходил из того, что Шумова Г.В. обратилась к ответчику с заявлением об оказании меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия детям-инвалидам по категории ребенок инвалид, оставшийся без попечения единственного родителя, одного из родителей или обоих родителей, однако не предоставила согласно подпункту "к" пункта 30 Порядка от 14 августа 2012 года N989/30 документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения - на ребенка-инвалида, проживающего в семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения.
Между тем нормы права, регулирующие спорные отношения, судом апелляционной инстанции применены неправильно, не принято во внимание, что документы, указанные в подпункте "к" пункта 36 Порядка от 14 августа 2012 г. N 989/30 (документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения, - на ребенка-инвалида или на ВИЧ-инфицированного ребенка, проживающего в семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения), предоставляются лишь в случае назначения ежемесячного пособия ребенку-инвалиду или ВИЧ-инфицированному ребенку, проживающему в семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения, а истец обратилась с заявлением об оказании меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия детям-инвалидам по категории ребенок инвалид, оставшийся без попечения единственного родителя, одного из родителей или обоих родителей.
Ввиду изложенного вывод суда апелляционной инстанции о законности отказа отдела социальной защиты населения г. Рошаля Министерства социального развития Московской области от 23 сентября 2016 г. в назначении ФИО41 ежемесячного пособия детям-инвалидам вследствие непредставления Шумовой Г.В. при подаче в отдел социальной защиты населения г. Рошаля Министерства социального развития Московской области заявления о предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия детям-инвалидам документов, подтверждающих сведения о доходах родителей за три месяца, предшествующих месяцу обращения, не может быть признан правомерным.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 февраля 2021 года нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены указанного судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть все приведенное выше и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами закона и установленными обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 1 февраля 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Московский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.