Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Вишневской В.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании поступившее 26 апреля 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Силаевой ФИО8 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождениям первого ребенка, возложении обязанности назначить ежемесячные выплаты, по кассационной жалобе Министерства социального развития Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Силаева Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождениям первого ребенка, возложении обязанности назначить ежемесячные выплаты.
Решением Подольского городского суда Московской области от 28 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Силаевой Н.В. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения Подольского Управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 31 марта 2020 года N N об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождениям первого ребенка, возложении обязанности назначить ежемесячные выплаты в связи с рождением первого ребенка, начиная с 22 сентября 2019 года отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 декабря 2020 года решение Подольского городского суда Московской области от 28 июля 2020года отменено, по делу постановлено новое решение, которым признано незаконным решение Подольского управления социальной защиты населения от 31 марта 2020 года N N об отказе Силаевой Н.В. в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность назначить Силаевой Н.В. ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В кассационной жалобе Министерство социального развития Московской области просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 декабря 2020 года отменить, оставить без изменения решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением судом норм материального права, ненадлежащей оценкой, данной судом, представленным доказательствам, отсутствием оснований для удовлетворения требований.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Силаева Н.В. является матерью ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Силаева Н.В. 20 марта 2020 года обратилась в Подольское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
31 марта 2019 года Подольским управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области принято решением N 108317 об отказе в удовлетворении заявления Силаевой Н.В, обоснованное несоответствием документов по форме или содержанию требованиям законодательства РФ и (или) законодательства Московской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 1, пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", Порядком осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденным приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года N 889н, исходил из того, что истцом не были представлены в органы социальной защиты населения документы, позволяющие произвести расчет среднедушевого дохода семьи для установления права на получение ежемесячной выплаты, поскольку представленные Силаевой Н.В. справки 2-НДФЛ о доходах супруга не содержали печатей организации и, учитывая то обстоятельство, что Министерство социального развития Московской области не наделено полномочиями запрашивать сведения в организациях, организационно-правовой формой которой является ООО, а законодательством обязанность подтверждения доходов возложена на заявителя, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
С данными выводами суда первой инстанции не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда, поскольку выводы суда не соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия, с учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства, пришла к выводу о том, что 20 марта 2020 года при обращении к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением первого ребенка Силаева Н.В. представила полный пакет документов, предусмотренных Порядком осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 года N 889н, в том числе справки о доходах супруга ФИО11 за 2019 год и 2020 год по форме 2-НДФЛ, копию его трудовой книжки.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда, ссылаясь на положения пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" указала на тот факт, что общество с ограниченной ответственностью не обязано иметь печать, кроме того, форма справки о доходах физического лица (2-НДФЛ), утвержденная Приказом ФНС России от 15 октября 2020 года N N не содержит в качестве обязательной графу "печать".
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда приняла и приобщила в материалы дела новые доказательства, в частности, копию заявления ФИО13 от 31 октября 2019 года о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы с 1 ноября 2019 года по 31 декабря 2019 года, копию приказа N 3-ОТ от 31 октября 2019 года о предоставлении ФИО12 отпуска без сохранения заработной платы, согласно которым, у ФИО14 отсутствовал доход в ноябре-декабре 2019 года.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на непредставление доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ответчика возможности произвести расчет среднедушевого дохода семьи истца по причине не представления сведений о доходах супруга за указанный период.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ следует, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 2 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 889н предусмотрено, что обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка имеют право женщины, родившие (усыновившие) ребенка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае если ребенок (родной, усыновленный) рожден начиная с 01 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, лично либо через представителя.
К заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть приложены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, к которым помимо прочего относятся: а) справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи; б) сведения о пособиях и выплатах заявителю (члену семьи заявителя) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации в качестве мер социальной поддержки; в) сведения о получении пенсии, компенсационных выплат дополнительного ежемесячного обеспечения пенсионера; г) справка (сведения) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, докторантам, слушателям подготовительных отделений; д) справка (сведения) о выплате пособия по безработице (материальной помощи и иных выплат безработным гражданам, о стипендии и материальной помощи, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; о выплате безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также о выплате несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах); е) сведения о получении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации; ж) сведения о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (приложение 2 Приказа Минтруда России от 29.12.2017 N 889н "Об утверждении
Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка").
Согласно произведенному ответчиком расчета, среднедушевой доход на одного члена семьи истца за период с 1 марта 2019 года по 29 февраля 2020 года составляет 27808 руб. 37 коп, что не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума в Московской области за 2 квартал 2019 года в размере 29094 руб.
Суд апелляционной инстанции, определив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные доказательства, установив допущенное ответчиком нарушение права истца на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, учитывая, что после предоставления необходимых документов ответчиком заявление истца по существу не было рассмотрено и ежемесячные выплаты в связи с рождением первого ребенка не назначены, обоснованно признал незаконным решение Подольского управления социальной защиты населения от 31 марта 2020 года N N об отказе Силаевой Н.В. в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка и возложил на Министерство социального развития Московской области обязанность назначить Силаевой Н.В. ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Доводы кассационной жалобы, являвшиеся предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.