Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июня 2021 года гражданское дело по иску Васильева Николая Юрьевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об обязании назначить пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста
по кассационным жалобам Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, Васильева Н.Ю.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 3 марта 2021 года по гражданскому делу N 33-802/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В,
УСТАНОВИЛА:
Васильев Н.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области (далее по тексту - ГУ - УПФР в г. Узловая и Узловском районе Тульской области) об обязании назначить пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 2 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 29 июля 2020 года, в удовлетворении исковых требований Васильева Н.Ю. отказано.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 29 июля 2020 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Тульский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 3 марта 2021 года решение Узловского городского суда Тульской области от 2 марта 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Васильева Н.Ю. удовлетворены: за Васильевым Н.Ю. признано право на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на пять лет с 21 января 2020 года; на ответчика возложена обязанность назначить Васильеву Н.Ю. пенсию по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на пять лет с 21 января 2020 года.
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ГУ - УПФР в г. Узловая и Узловском районе Тульской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 3 марта 2021 года, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, указывая, что на момент смены статуса зоны 31 января 1998 года Васильев Н.Ю. не проживал и не работал в г. Узловая Тульской области, в связи с чем, суммирование периодов проживания (работы) в зоне с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом не применяется.
В кассационной жалобе Васильев Н.Ю. просит отменить указанное апелляционное определение в части непризнания незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении ему досрочной пенсии, нарушающего его права в сфере пенсионного обеспечения.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационных жалоб по доводам, изложенным в них, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Васильев Н.Ю. с 28 января 1985 года по 22 октября 1991 года, а затем с 30 июня 2009 года по настоящее время имел регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес"
Согласно материалам дела, Васильев Н.Ю. в период с 14 февраля 1986 года по 25 октября 1991 года осуществлял трудовую деятельность в Узловском районном узле связи.
Из материалов дела следует, что 14 января 2020 года Васильев Н.Ю. обратился в ГУ - УПФР в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста, на основании статей 33-34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением ГУ - УПФР в г. Узловая и Узловском районе Тульской области N 27 от 24 января 2020 года Васильеву Н.Ю. в назначении пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания и работы на территории, подвергшейся загрязнению, дающей право на снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет, т.к. время проживания (работы) на территории зоны с правом на отселение составило 5 лет 6 месяцев, что предоставляет ему право на снижение пенсионного возраста на 3 года, а период проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом - 10 лет 6 месяцев 22 дня, что предоставляет ему право на снижение возраста на 2 года, поскольку суммирование периодов проживания (работы) в зоне с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом не применяется.
Как установлено судом, период проживания (работы) Васильева Н.Ю. в зоне с правом на отселение составил 5 лет 5 месяцев 27 дней (проживание 26 апреля 1986 года - 22 октября 1991 года, работа 26 апреля 1986 года - 25 октября 1991 года), что в силу статьи 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" дает ему право на пенсию со снижением пенсионного возраста на три года.
Период проживания в зоне с льготным социально-экономическим
статусом Васильева Н.Ю. составил 10 лет 6 месяцев 22 дня, что на основании статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" дает истцу право на пенсию со снижением пенсионного возраста на два года.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, которым территория г. Узловая отнесена к зоне с правом на отселение.
С 1 февраля 1998 года на основании постановления Правительства Российской Федерации N 1582 от 18 декабря 1997 года, а затем и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1074 от 8 октября 2015 года "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" территория г. Узловая отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Законом Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон РФ N1244-1) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктами 7, 10 пункта 1, пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.
Пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпунктах 3, 5-10 пункта 1 настоящей статьи, при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно статье 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Согласно части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Статьи 33 и 34 названного Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года. Независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Вышеназванные нормы содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент обращения в ГУ - УПФР в г. Узловая и Узловском районе Тульской области Васильев Н.Ю. не достиг необходимого пенсионного возраста 57 лет, поскольку суммирование периодов проживания (работы) в зоне с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом не производится.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования Васильева Н.Ю. об обязании назначить пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста, суд апелляционной инстанции исследовал необходимые юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания за Васильевым Н.Ю. права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на пять лет, поскольку Российским законодательством не установлен запрет суммирования дополнительных величин снижения пенсионного возраста за проживание (работу) в зонах радиоактивного загрязнения, так как право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения, независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
В связи с чем, на ответчика обоснованно возложена обязанность назначить Васильеву Н.Ю. досрочную пенсию по старости с 21 января 2020 года.
В обжалуемом судебном постановлении приведены результаты оценки
доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано толкование норм материального права (Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федерального закона Российской Федерации N1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные ГУ - УПФР в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в кассационной жалобе доводы об отсутствии у истца права на снижение пенсионного возраста на пять лет, по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении.
Указанные в кассационной жалобе истца основания для отмены апелляционного определения в части отсутствия указания на признание незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении ему досрочной пенсии, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку на законность принятого судебного акта, которым восстановлено нарушенное право Васильева Н.Ю. на досрочное назначение пенсии, не влияет.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленных судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 3 марта 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области и Васильева Николая Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.