N 88-14981/2021
N 2-280/2020
г. Саратов 9 июля 2021 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ефимовой Д.А, рассмотрев гражданское дело по иску ООО "РЕМОНДИС Саранск" к Шумкину Н.П, Шумкиной М.Д, Шумкиной Т.Н, Шумкиной И.Н, Шумкиной Л.Н. о взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходов по оплате государственной пошлины, по кассационной жалобе Шумкина Н.П. на решение мирового судьи судебного участка Ельниковского района Республики Мордовия от 4 сентября 2020 г. и апелляционное определение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 26 февраля 2021 г,
УСТАНОВИЛ:
решением мирового судьи судебного участка Ельниковского района Республики Мордовия от 4 сентября 2020 г. исковые требования ООО "РЕМОНДИС Саранск" удовлетворены. В солидарном порядке с Шумкина Н.П, Шумкиной М.Д, Шумкиной Т.Н, Шумкиной И.Н, Шумкиной Л.Н. в пользу ООО "РЕМОНДИС Саранск" взыскана задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: "адрес", за период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2020 г. в размере 11090, 38 руб, расходы по уплате государственной пошлины в размере 443, 61 руб.
Апелляционным определением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 26 февраля 2021 г. решение мирового судьи от 4 сентября 2020 г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Шумкин Н.П. оспаривает судебные постановления судов в части взыскания задолженности с Шумкиной Т.Н, Шумкиной И.Н, Шумкиной Л.Н, указывает, что по адресу: "адрес" постоянно проживают только он и Шумкина М.Д. Другие собственники указанной квартиры - Шумкина Т.Н, Шумкина И.Н, Шумкина Л.Н, в жилом помещении не проживают, что не было принято во внимание судами.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, а также законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судом установлено, что ответчики являются долевыми собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", и зарегистрированы в нем с 1993 г.
В соответствии с Уставом ООО "РЕМОНДИС Саранск" является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относится: прием, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание.
Основным видом деятельности ООО "РЕМОНДИС Саранск" является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются, в том числе: обработка и утилизация отходов; обработка и утилизация лома стекла; обработка отходов бумаги и картона; обработка отходов и лома пластмасс; обработка отходов резины; обработка отходов текстильных материалов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья.
Из условий соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия N 72/47 от 11 августа 2017 г. следует, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия поручило, а ООО "РЕМОНДИС Саранск" приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Мордовия. Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен региональному оператору ООО "РЕМОНДИС Саранск" на период с момента подписания настоящего соглашения до 31 декабря 2027 г.
В силу пункта 7.2.2 дополнительного соглашения N 1 к соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами N 72/47 от 11 августа 2017 г. региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме на территории Ельниковского района Республики Мордовия с 1 мая 2018 г.
4 апреля 2018 г. в газете "Известия Мордовии" и на своем официальном сайте региональный оператор ООО "РЕМОНДИС Саранск" разместило публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия.
Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия. В договоре изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение; потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа (пункт 2.1), права и обязанности сторон (пункт 5.1), срок начала оказания услуг (пункт 2.5), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3).
В силу пункта 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) потребители предоставляемой услуги уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является совершение потребителем действий, свидетельствующих о намерении потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителем на расчетный счет регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами также возможно путем подписания потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.
Датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц Ельниковского района установлено 1 мая 2018 г. (пункт 2.5 договора).
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19 марта 2018 г. N 23, от 17 декабря 2018 г. N 218, от 19 декабря 2019 г. N 221 установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ООО "РЕМОНДИС Саранск" на 2018-2019 годы для населения (с учетом НДС) с 1 апреля по 30 июня 2018 г. включительно 546 рублей 23 копейки, с 1 июля по 31 июля 2018 г. включительно 546 рублей 48 копеек, с 1 августа по 31 декабря 2018 г. включительно 501 рубль 85 копеек, с 1 января по 31 марта 2019 г. включительно 492 рубля 42 копейки, с 1 апреля по 31 декабря 2019 г. включительно 474 рубля 53 копейки, с 1 января 2020 г. по май 2020 года включительно 383 рубля 42 копейки.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 апреля 2017 г. N 225 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия. Среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 2, 2 куб. м (2, 2 куб. м: 12 мес. = 0, 183333 куб. м на 1 проживающего в месяц).
За период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2020 г. на основании утвержденных тарифов и норматива накопления твердых коммунальных отходов жильцам "адрес" из расчета 5 человек, за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начислено 11090 руб. 38 коп.
Правильно определив характер спорных отношений, а также закон, подлежащий применению (пункты 86, 90, 91, 92 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исходя из того, что перерасчет платы за коммунальные услуги носит исключительно заявительный характер с соблюдением требований к оформлению, содержанию, полноте и достоверности документов, предоставляемых исполнителю в подтверждение периода временного отсутствия, а при отсутствии указанных заявлений региональный оператор производит начисления за оказанные услуги в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, исходя из установленных нормативов потребления и тарифов, с учетом количества зарегистрированных в жилом помещении пользователей, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о взыскании образовавшейся задолженности с ответчиков (всех зарегистрированных лиц в жилом помещении) в солидарном порядке.
Доводы кассационной жалобы о том, что оплата ответчиками Шумкиной Л.Н, Шумкиной И.Н, Шумкиной Т.Н. услуг по обращению с ТКО производится по месту фактического проживания не может служить основанием к отмене судебных постановлений.
Согласно пункту 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.
Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.
Поскольку перерасчет размера платы носит исключительно заявительный характер, доказательств подобного обращения ответчиков к региональному оператору не представлено, начисление истцом платы за обращение с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами из количества зарегистрированных в жилом помещении лиц признано судами правомерным.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка Ельниковского района Республики Мордовия от 4 сентября 2020 г. и апелляционное определение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 26 февраля 2021 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Шумкина Н.П. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Ефимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.