Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1666/2020 по иску Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа к Иваниковой Прасковии Васильевне о взыскании излишне выплаченных сумм пособия неработающим пенсионерам и инвалидам, материальной помощи, жилищно-коммунальной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами
по кассационной жалобе Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - УСЗН) обратилось в суд с иском к Иваниковой П.В, в котором, уточнив заявленные требования, просило взыскать излишне выплаченные суммы пособия неработающим пенсионерам и инвалидам в размере 86 000 руб, материальной помощи к памятным датам истории в размере 7 000 руб, жилищно-коммунальной выплаты в сумме 16 536 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 23 634 руб. 87 коп.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 11 апреля 2005 года Иваникова П.В. являлась получателем ряда региональных выплат Ямало-Ненецкого автономного округа, в частности, жилищно-коммунальной выплаты, пособия неработающим пенсионерам и инвалидам. Будучи уведомленной об обязанности сообщать об обстоятельствах, влекущих приостановление либо прекращение выплат, 25 ноября 2019 года Иваникова П.В. обратилась к истцу и предоставила информацию о том, что была снята с регистрационного учета в г. Ноябрьске 19 января 2016 года и убыла в г. Тюмень. На основании поступившей информации УСЗН было вынесено решение об удержании неправомерно полученных сумм по жилищно-коммунальной выплате за период с 1 февраля 2016 года по 30 ноября 2017 года в размере 16 536 руб. 94 коп, материальной помощи к памятным датам истории за 2016-2019 годы - 7 000 руб, пособия неработающим пенсионерам и инвалидам за период с 1 февраля 2016 года по 31 августа 2019 года - 86 000 руб.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2020 года исковые требования УСЗН удовлетворены частично. Взыскана с Иваниковой П.В. в пользу УСЗН излишне выплаченная сумма пособия неработающим пенсионерам и инвалидам в размере 86 000 руб, материальную помощь к памятным датам истории - 7 000 руб, излишне выплаченная сумма жилищно-коммунальной выплаты - 16 536 руб. 94 коп. В остальной части иска отказано. Взыскана с Иваниковой П.В. в доход бюджета муниципального образования г. Ноябрьск государственная пошлина в размере 3 391 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2021 года указанное решение отменено с принятием по делу нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований УСЗН.
В кассационной жалобе истец УСЗН ставит вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчик Иваникова П.В. является получателем региональных социальных выплат, осуществляемых ей как лицу, постоянно проживающему на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за счет средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа.
Распоряжением УСЗН от 11 апреля 2005 года Иваниковой П.В. была назначена надбавка к основной пенсии за 15 лет работы в Ямало-Ненецком автономном округе в размере 2 000 руб. в месяц с 1 мая 2005 года. С 26 апреля 2006 года Иваникова П.В. является получателем материальной помощи к памятным датам истории, а также получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде жилищно-коммунальной выплаты.
Решениями УСЗН от 30 октября 2019 года, 2 декабря 2019 года постановлено удержать излишне выплаченные за период с 1 февраля 2016 года по 30 августа 2019 года денежные средства в размере 109 536 руб. 94 коп, в том числе ежемесячное пособие неработающим пенсионерам в размере 86 000 руб. за период с 1 февраля 2016 года по 31 августа 2019 года, жилищно-коммунальную выплату за период с 1 февраля 2016 года по 30 ноября 2017 года - 16536 руб. 94 коп, а также материальную помощь к памятным датам истории за 2016, 2017, 2018, 2019 годы - 7 000 руб.
23 декабря 2019 года Иваниковой П.В. направлено требование о возврате излишне уплаченных денежных средств, сведения о вручении требования отсутствуют.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Иваникова П.В. в нарушение обязательств сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплат, не уведомила УСЗН о своем убытии в г. Тюмень, в связи с чем пришел к выводу, что денежные средства в сумме 109 536, 94 руб. являются неосновательным обогащением и подлежат возврату в бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа. Суд посчитал, что истцом не пропущен срок исковой давности, поскольку срок начинает течь с 30 октября 2019 года, когда Иванникова П.В. обратилась в УСЗН с заявлением о предоставлении жилищно-коммунальной выплаты, узнать о снятии ответчика с регистрационного учета в г. Ноябрьск истец не мог ранее даты ее обращения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что отношения по предоставлению ответчику мер социальной поддержки в рамках специального правового регулирования не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку нормативными актами, регулирующими порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде жилищно-коммунальной выплаты, компенсационной выплаты неработающим пенсионерам, материальной помощи к датам истории, не установлен порядок действий получателя социальных выплат при смене места жительства, форма, вид и способ уведомления УСЗН об этих изменениях.
По оценке суда апелляционной инстанции, представленные в материалы дела заявления-обязательства от 11 апреля 2005 года, 25 декабря 2013 года, 21 мая 2014 года таких разъяснений также не содержат. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Деревич В.А. подтвердил, что при совершении действий по снятию с регистрационного учета в городе Ноябрьске и постановке на учет по новому месту жительства в г. Тюмени Иваникова П.В. обращалась в многофункциональный центр.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1.15 постановления администрации г. Ноябрьска от 18 августа 2015 года N 917-П "Об утверждении Положения об управлении социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска" УСЗН осуществляет деятельность по реализации на территории муниципального образования г. Ноябрьск единой политики в сфере социальной поддержки населения муниципального образования, организация деятельности многофункциональных центров направлена на оперативную передачу и обмен информацией, уведомление заинтересованных органов государственной власти и местного самоуправления о совершении гражданами действии по снятию с регистрационного учета по месту жительства и пребывания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" с многофункциональными центрами имело возможность получать информацию о совершении гражданами - получателями мер социальной поддержки действий по снятию с регистрационного учета без личного обращения гражданина-пенсионера, ветерана, пожилого гражданина в орган социальной защиты.
Поскольку отсутствуют неопровержимые данные о наличии в действиях ответчика Иваниковой П.В. недобросовестности, суд апелляционной инстанции не установилоснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судом применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Исходя из приведенных норм гражданского законодательства, излишне выплаченные суммы подлежат возврату, если их выплата явилась результатом недобросовестности со стороны получателя или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина - получателя денежных средств презюмируется, а бремя доказывания недобросовестности такого гражданина возлагается на сторону, требующую возврата излишне выплаченных сумм.
В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труда и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со статьей 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" социальная поддержка - система мер, направленных на поддержание уровня жизни, социальную адаптацию отдельных категорий граждан, нуждающихся в заботе государства, включая предоставление им социальных выплат и возмещение расходов на оплату товаров (работ, услуг); социальная выплата - определенная сумма денежных средств, выплачиваемая гражданам за счет средств окружного бюджета (ежемесячное пособие, ежемесячная денежная выплата, единовременная денежная выплата, компенсационные выплаты).
На основании постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 года N 97-ПГ "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" с 1 января 2009 года на территории муниципального образования г. Ноябрьск отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде жилищно-коммунальной выплаты.
Постановлением администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2006 года N 599-А утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе, которым предусмотрена материальная помощь к датам истории.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1148-П утвержден Порядок предоставления ежемесячного пособия неработающим пенсионерам, неработающим гражданам (женщинам, достигшим возраста 50 лет и старше, мужчинам, достигшим возраста 55 лет и старше) и инвалидам".
Поскольку взыскиваемые денежные суммы являются социальными выплатами, суд апелляционной инстанции правильно полагал, что то при решении вопроса об их взыскании с гражданина следует исходить из положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым возможность их удержания допускается лишь при наличии недобросовестности гражданина или счетной ошибки.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии недобросовестности ответчика, обращавшегося с целью снятия с регистрационного учета в многофункциональный центр, неурегулированности вопроса о форме уведомления, наличия у истца возможности самостоятельно получить сведения о смене получателем мер социальной защиты места жительства судебной коллегией отклоняются, поскольку сводятся к несогласию с оценкой суда имеющихся в деле доказательств, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятое по делу определение апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.