Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.Г, Кольцюка В.М, с участием прокурора Слободина С.А, при секретаре Борковской А.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-21/2021 по апелляционной жалобе Байсултановой Лилии Андреевны на решение Новгородского областного суда от 8 апреля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Байсултановой Лилии Андреевны к Губернатору Новгородской области Никитину Андрею Сергеевичу о признании графы 2 строки 2 приложения N1 указа Губернатора Новгородской области от 6 марта 2020 года N 97 "О введении режима повышенной готовности" в редакции указов Губернатора Новгородской области от 11 ноября 2020 года N 639, от 17 ноября 2020 года N 644, от 2 февраля 2021 года N 35 в части приостановления деятельности по оказанию услуг в помещениях кальянных и приостановления деятельности по организации курения кальяна в помещениях кальянных недействующим.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г, объяснения представителя административного ответчика Поморжанского-Авдеева А.А, заключение прокурора Слободина С.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
6 марта 2020 года Губернатором Новгородской области принят указ N 97 "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ N 97), который размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 10 марта 2020 года и опубликован в периодическом печатном издании областная газета "Новгородские ведомости" (деловая пятница) N 10 от 13 марта 2020 года.
Данный указ действует в редакции указов Губернатора Новгородской области от 14 марта 2020 года N 106, от 21 марта 2020 года N 127, от 27 марта 2020 года N 148, от 30 марта 2020 года N 151, от 3 апреля 2020 года N 177, от 8 апреля 2020 года N 188, от 10 апреля 2020 года N 198, от 14 апреля 2020 года N 206, от 17 апреля 2020 года N 218, от 22 апреля 2020 года N 234, от 29 апреля 2020 года N 250, от 8 мая 2020 года N 264, от 18 мая 2020 года N 279, от 23 мая 2020 года N 299, от 29 мая 2020 года N 308, от 15 июня 2020 года N 344, от 25 июня 2020 года N 366, от 7 июля 2020 года N 382, от 24 июля 2020 года N 434, от 31 июля 2020 года N 444, от 18 августа 2020 года N 472, от 28 августа 2020 года N 488, от 15 сентября 2020 года N 516, от 23 сентября 2020 года N 535, от 30 сентября 2020 года N 545, от 9 октября 2020 года N 560, от 12 октября 2020 года N 562, от 22 октября 2020 года N 596, от 28 октября 2020 года N 608, от 11 ноября 2020 года N 639, от 17 ноября 2020 года N 644, от 2 декабря 2020 года N 686, от 9 декабря 2020 года N 695, от 10 декабря 2020 года N 701, от 15 декабря 2020 года N 710, от 26 декабря 2020 года N 735, от 13 января 2021 года N 15, от 27 января 2021 года N28, от 2 февраля 2021 года N35, от 10 февраля 2021 года N49, от 3 марта 2021 года N84, от 10 марта 2021 года N91, от 22 марта 2021 года N110, от 31 марта 2021 года N128, которые размещены на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и опубликованы в периодическом печатном издании областная газета "Новгородские ведомости" (деловая пятница).
Указом Губернатора Новгородской области N 97 в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом Новгородской области от 8 февраля 1996 года N 36-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", с 7 марта 2020 года на территории Новгородской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 2 данного Указа временно приостановлена (ограничена) на территории Новгородской области деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оказанию услуг, выполнению работ, проведению мероприятий, указанных в Приложении N1 (проведение массовых развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг; деятельность физкультурно-спортивных организаций, фитнес-центров, спортивных клубов).
21 марта 2020 года указом Губернатора Новгородской области N127 в Указ Губернатора N 97 внесены изменения (дополнения), согласно которым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предоставление услуг для организации процесса курения кальяна, учитывая пути передачи коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, и имеющиеся риски распространения заболеваний, было рекомендовано приостановить деятельность по предоставлению указанных услуг (пункт 25).
Указом Губернатора Новгородской области от 27 марта 2020 года N 148 внесены изменения в Указ N 97 путем изложения его в новой редакции. Согласно пункту 3.1 данного Указа временно приостановлено посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения указанных мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений, а также введен запрет на курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах.
29 мая 2020 года указом Губернатора Новгородской области N 308 в Указ N 97 внесены изменения, в соответствии с которыми временно приостановлено на территории Новгородской области предоставление услуг для организации процесса курения кальяна в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах (пункт 3).
28 октября 2020 года указом Губернатора Новгородской области N 596 "О внесении изменений в указ Губернатора Новгородской области от 06.03.2020 N 97" пункт 3, предусматривающий временное приостановление на территории Новгородской области предоставление услуг для организации процесса курения кальяна в ресторанах, барах, кафе исключен с 30 октября 2020 года.
Указом Губернатора Новгородской области от 11 ноября 2020 года N639, вступившим в действие с 12 ноября 2020 года (пункт 2), внесены изменения в Указ N 97, в том числе в строку 2 Приложения N1 к названному Указу, которая изложена в следующей редакции: "Оказание услуг в ночных клубах (дискотеках) и иных аналогичных объектах, в том числе в помещениях кальянных, кинотеатрах (кинозалах), детских игровых комнатах, расположенных в торговых центрах и торгово-развлекательных центрах, в объектах общественного питания - оказание услуг приостановлено, за исключением оказания услуг в кинотеатрах (кинозалах) при условии наполняемости зрительного зала не более 50%".
17 ноября 2020 года указом Губернатора Новгородской области N 644 внесены изменения в Указ Губернатора N 97, строка 2 Приложения N1 к названному Указу изложена в следующей редакции: "Оказание услуг в ночных клубах (дискотеках) и иных аналогичных объектах, в том числе в помещениях кальянных, кинотеатрах (кинозалах), детских игровых комнатах, расположенных в торговых центрах и торгово-развлекательных центрах, в объектах общественного питания - оказание услуг приостановлено, за исключением оказания услуг в кинотеатрах (кинозалах) при условии наполняемости зрительного зала не более 25%".
Указом Губернатора Новгородской области от 2 февраля 2021 года N 35 строка 2 Приложения N1 к Указу N 97 изложена в новой редакции, при этом положение о приостановлении деятельности по организации курения кальяна в помещениях кальянных не изменялось.
3 марта 2021 года указом Губернатора Новгородской области N84 "О внесении изменений в указ Губернатора Новгородской области от 6 марта 2020 года N97" ранее предусмотренное приостановление деятельности по организации курения кальяна в помещениях кальянных из строки 2 Приложения N1 исключено и в тексте Указа N 97 отсутствует.
Байсултанова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просила признать недействующей графу 2 строки 2 приложения N1 указа Губернатора Новгородской области от 6 марта 2020 года N 97 "О введении режима повышенной готовности", в редакции указов Губернатора Новгородской области от 11 ноября 2020 года N 639, от 17 ноября 2020 года N 644, от 2 февраля 2021 года N 35, в части введения (продления) с 12 ноября 2020 года приостановления деятельности по оказанию услуг в помещениях кальянных и приостановлению деятельности по организации курения кальяна в помещениях кальянных, указывая на противоречие оспариваемых положений части 1 статьи 34, частям 1 и 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, статье 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ (в редакции от 13 июля 2020 года) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", указывая в обоснование требований, что она является индивидуальным предпринимателем и владеет кальянной по адресу: Великий Новгород, наб. А.Невского, д.19/1. На момент издания Губернатором Новгородской области указа N 97 (в оспариваемых редакциях) не имелось соответствующих рекомендаций и указаний Главного государственного санитарного врача и/или его заместителя относительно необходимости приостановления деятельности кальянных, а также отсутствовали случаи выявления заболевания гражданами новой коронавирусной инфекцией при посещении кальянных, в связи с чем считала, что оснований для повторного введения (продления) с 12 ноября 2020 года ограничений по приостановлению деятельности кальянных не имелось.
Считает, что Указом N 97 было установлено неравенство в реализации права заниматься предпринимательской деятельностью в сфере оказания услуг по курению кальяна в отличии от других видов деятельности по оказанию услуг населению, что в период с ноября 2020 года по март 2021 года лишило ее возможности получения дохода от соответствующего вида деятельности.
Решением Новгородского областного суда от 8 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить или изменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований, указывая в обоснование доводов, что позиция административного ответчика относительно того, что ограничение по предоставлению услуг по курению кальяна действовало до внесения изменений в оспариваемый Указ, не соответствует обстоятельствам дела; постановление Главного государственного санитарного врача не содержит рекомендаций и указаний по приостановлению предоставления услуг по курению кальяна; указывает об отсутствии целесообразности повторного введения ограничений, так как с момента вынесения рекомендаций оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации санитарно-эпидемиологическая обстановка изменилась, ограничительные меры отменялись и изменялись; не представлены протоколы заседаний оперативного штаба Правительства Новгородской области о временном приостановлении деятельности кальянных; позиция суда о временном характере ограничительных мер не подтверждается материалами дела, поскольку указанные меры введены бессрочно; оспариваемым в части нормативным правовым актом установлено неравенство в реализации права на занятие предпринимательской деятельностью между кальянными и иными заведениями в сфере оказания услуг потребителям, административный истец был лишен основного источника дохода; полагает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит: статье 31 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункту 1 Указа Президента Российской Федерации "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", части 1 статьи 34, частям 1, 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, Постановлению Правительства
Российской Федерации "Об организации и контроле за ведением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор".
В возражениях на апелляционную жалобу участвовавший в деле прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Губернатора Новгородской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец и ее представитель не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оценив содержание положений графы 2 Приложения N1 указа Губернатора Новгородской области N 97 в оспариваемых редакциях суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у административного истца, проживающего на территории Новгородской области и являющейся субъектом предпринимательской деятельности по оказанию услуг по курению кальянов, права на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании указанного нормативного правового акта недействующим в части.
На основании статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина; координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии со статьями 1 и 2, подпунктами "а, м" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие нормативных правовых актов в области защиты населения, в пределах территории которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Статья 11 данного закона закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения о вводе режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности; могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту "д" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия, которые обязаны соблюдать граждане в соответствии со статьей 19 данного закона.
В связи с этим и на основании положений Областного закона Новгородской области от 8 февраля 1996 N 36-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Устава Новгородской области суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый в части указ принят в пределах полномочий Губернатора Новгородской области.
Компетенцию должностного лица, принявшего оспариваемый в части нормативный правовой акт, как и порядок его официального опубликования административный истец не оспаривает.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 3, подпунктам "в", "г" пункта 4 названных Правил при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Как следует из наименования и содержания указа Губернатора Новгородской области от 6 марта 2020 года N 97 "О введении режима повышенной готовности" он принят в связи с угрозой распространения на территории Новгородской области коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, (COVID-19, наименование присвоено 11 февраля 2020 года Всемирной организацией здравоохранения).
Согласно пункту 3 данного указа на территории Новгородской области временно приостановлено предоставление услуг для организации процесса курения кальяна в ресторанах, барах, кафе.
30 января 2020 года Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения определилвспышку коронавирусного заболевания (COVID-19) как чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение.
Данный термин в Международных медико-санитарных правилах определяется как экстраординарное событие, представляющее риск для здоровья населения в других государствах в результате международного распространения болезни и могущее потребовать координированных международных ответных мер.
При этом рекомендациями по выполнению карантинных мероприятий является соблюдение минимальных мер профилактики, включающие правила респираторной гигиены, поскольку заболевание передается воздушно-капельным путем.
11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу о том, что вспышка COVID-19 может быть охарактеризована как пандемия.
Учитывая создавшуюся ситуацию на территории Новгородской области и увеличение количества выявленных случаев заболевания в целях выполнения рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и защиты здоровья граждан, Губернатор Новгородской области принял указ N 97 от 6 марта 2020 года "О введении режима повышенной готовности".
2 апреля 2020 года Президентом Российской Федерации принят Указ N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно пункту 2 которого высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;
проведения социально-гигиенического мониторинга;
научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно части 2 той же статьи во взаимосвязи со статьей 3 указанного закона граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, состоящего из вышеназванного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации за счет собственных средств.
В последующих редакциях указа Губернатора Новгородской области утверждено приложение N1 "Перечень видов деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оказанию услуг, выполнению работ, проведению мероприятий, временно приостановленных на территории Новгородской области", в графе 2 строки 2 которого содержится указание на приостановление деятельности по организации курения кальянов в помещениях кальянных.
При этом судебная коллегия отмечает, что кальян представляет собой прибор для генерирования аэрозоля, пара или дыма, возникающих от тления и (или) нагревания табака либо продуктов, не содержащих табачного листа, и в котором аэрозоль, пар или дым проходят через сосуд, наполненный жидкостью; а его курение - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления (статья 2 Федерального закона от 23 февраля 2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции".
Таким образом, учитывая специфику осуществляемой административным истцом деятельности и способ распространения коронавирусной инфекции довод жалобы о том, что оспариваемым нормативным правовым актом в части дискриминируется право на оказание услуг в помещении кальянной по сравнению с другими видами услуг нельзя признать обоснованным.
При этом, согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Оспариваемый в части указ принят в соответствии с нормами международного права, Конституции Российской Федерации, федерального законодательства: Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; нормативного правового акта: указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которые были применены судом при разрешении спора.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый пункт указа Губернатора Новгородской области не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, а ограничение прав административного истца на занятие предпринимательской деятельностью осуществлено в соответствии с законом.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, соответствующими установленным обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы в основном сводятся к дублированию доводов административного искового заявления и к обсуждению вопроса целесообразности принятия оспариваемого нормативного правового акта в его части.
Суд первой инстанции правильно указал, что к компетенции судов не относится обсуждение вопроса целесообразности принятия нормативного правового акта, что соответствует правовой позиции, изложенной в подпункте "а" пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Доводы апелляционной жалобы о противоречии оспариваемого в части нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и подзаконным нормативным правовым актам основаны не неверном толковании данных нормативных правовых актов.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает, что оспариваемая норма указа принята в пределах полномочий Губернатора Новгородской области, в надлежащей форме, в соответствии с установленным порядком, не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, судом первой инстанции нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены судебного решения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Новгородского областного суда от 8 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Байсултановой Лилии Андреевны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.