Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Крымский район, поступившую в суд первой инстанции 12 апреля 2021 года, на решение Крымского районного суда Краснодарского края от 05 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Лютерович В.М. к администрации муниципального образования Крымский район об оспаривании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых в строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснение административного ситца Лютерович В.М, представителя администрации муниципального образования Крымский район Рябоконь В.И, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
административный истец Лютерович В.М. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Крымский район об оспаривании решения, вынесенного органом местного самоуправления. В обоснование требований указано, что административный истец обратился к административному ответчику с просьбой выдать ему разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес"
Письмом исполняющего обязанности начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Крымский район от 19 ноября 2019 года N1040 административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома на том основании, что в соответствии с генеральным планом Варениковского сельского поселения и картой градостроительного зонирования территории Варениковского поселения земельный участок находится в зоне 1% паводка. Однако указанный отказ не содержит ссылки на норму закона и какие-либо иные основания для отказа, кроме нахождения земельного участка в зоне затопления Р-1%. Учитывая изложенное, административный истец просил суд признать незаконным уведомление администрации муниципального образования Крымский район от 19.11.2019 N1040 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых в строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; обязать управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Крымский район выдать административному истцу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером N
Решением Крымского районного суда Краснодарского края от 5 марта 2020 года административное исковое заявление Лютеровича В.М. удовлетворено; признан незаконным отказ администрации Крымского городского поселения Крымского района Лютерович В.М. о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N, на администрацию муниципального образования Крымский район возложена обязанность пересмотреть вопрос о выдаче Лютеровичу В.М. уведомления о соответствии планируемых в строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 февраля 2021 года решение Крымского районного суда Краснодарского края от 5 марта 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, администрация муниципального образования Крымский район выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить, по делу вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении иска.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации муниципального образования Крымский район Рябоконь В.И. доводы кассационной жалобы поддержал, просил судебные акты отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
Административный истец Лютерович В.М. возражал доводам кассационной жалобы, просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебные акты оставить без изменения.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером N принадлежит административному истцу Лютеровичу В.М. на праве собственности.
Указанный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок индивидуально определен, поставлен на кадастровый учет, не имеет обременений.
В силу частей 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из материалов дела следует, что 12 ноября 2019 года административный истец Лютерович В.М. обратился в администрацию муниципального образования Крымский район с уведомлением N643 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на территории земельного участка: "адрес", приложив к уведомлению все необходимые документы, в соответствии с требованиями части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уведомлением начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Крымский район от 19.11.2019 N1040 Лютерович В.М. уведомлен о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на том основании, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Варениковского сельского поселения Крымского района, утвержденными решением Совета муниципального образования Крымский район N225 от 11.10.2017, земельный участок расположен в зоне затопления Р-1%.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 67 Водного кодекса Российской Федерации, в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются, в том числе, размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Согласно части 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
Из представленного фрагмента карты градостроительного зонирования Варениковского сельского поселения Крымского района следует, что земельный участок с кадастровым номером N, находится в зоне затопления Р -1%.
Судом также установлено, что принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок расположен в зоне жилой застройки, на смежных с ним земельных участках, поставленных на кадастровый учет, возведены или возводятся жилые дома.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Варениковского сельского поселения Крымского района, утвержденными решением Совета Варениковского сельского поселения Крымского района от 29.12.2012 N175, в случае, если земельный участок или объект капитального строительства находится в границах зоны с особыми условиями использования территорий, на них устанавливаются ограничения использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 67 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 08.05.2013) в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.
Согласно частей 1, 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено частью 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
Указанная норма применяется при условии утверждения зон затопления, подтопления в установленном законом порядке. В связи с этим, Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N360 "Об определении границ затопления, подтопления" утверждены Правила определения границ зон затопления (далее - Правила). В силу пункта 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный реестр недвижимости сведений об их границах.
Однако, границы зон затопления, подтопления в Крымском районе и Варениковском сельском поселении в частности Федеральным агентством водных ресурсов не определялись, в государственный кадастр недвижимости не вносились.
Исходя из буквального толкования части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, отсутствует безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что суду не представлено сведений о том, каким образом была определена 1% зона затопления Р-1% в месте расположения земельного участка. Кроме того, в оспариваемом отказе не содержится сведений о том, какие защитные мероприятия (например, укрепление берега реки, строительство дамбы, насыпей, ливневых канализаций и стоков и т.д.) необходимо провести и в какие сроки.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что отказ в выдаче уведомления о допустимости размещения объекта индивидуального строительства, на земельном участке с кадастровым номером N не соответствует форме, предъявляемой к данному виду отказа, лишен объективного мотивированного содержания, нарушает права административного истца на использование земельного участка по его целевому назначению.
С учетом изложенного, судом сделан верный вывод о незаконности оспариваемого уведомления как не соответствующего требованиям статьи 51.1 ГрК РФ и статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
Поскольку, в соответствии с части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство отнесено к компетенции органа местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, обосновано возложил на администрацию муниципального образования Крымский район обязанность пересмотреть вопрос о выдаче Лютеровичу В.М. уведомления о соответствии планируемых в строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на выше указанном земельном участке.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Крымского районного суда Краснодарского края от 05 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 08 июня 2021 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.