Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу Кучуряна А.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года, которым отменено решение Сакского районного суда Республики Крым от 5 октября 2020 года по административному исковому заявлению Кучуряна А.Г. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконным уведомления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Кучурян А.Г. обратился в Сакский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил: признать незаконным уведомление Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Министерство) от 21 августа 2020 года N "О рассмотрении заявления" об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка; возложить на Министерство обязанность устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 500 кв. м, расположенного "данные изъяты" (далее - спорный земельный участок).
В обосновании административного иска указано, что 24 февраля 2018 года Кучурян А.Г. решением общего собрания принят в члены СПК "Труд", в связи с чем ему выделен земельный участок N по "адрес" площадью 500 кв. м, расположенный в "адрес" 13 августа 2020 года Кучурян А.Г. обратился в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, справку из СПК о членстве, выписку из протокола общего собрания, копию решения о выделении СПК "Труд" земельных участков, выписку из ЕГРЮЛ на СПК "Труд", копии решений от 28 января 1991 года, от 21 июня 1991 года, от 3 апреля 1996 года. Письмом Министерства от 21 августа 2020 года N в утверждении схемы расположения земельного участка отказано. С данным отказом административный истец не согласен, считает его незаконным.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 5 октября 2020 года административное исковое заявление Кучуряна А.Г. удовлетворено в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство не представило допустимых доказательств того, что в установленный законом срок рассмотрено поступившее заявление Кучуряна А.Г. и проверено наличие либо отсутствие оснований для утверждения схемы расположения земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года решение Сакского районного суда Республики Крым от 5 октября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Кучуряну А.Г. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 апреля 2021 года, Кучурян А.Г. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года и оставлении в силе решения Сакского районного суда Республики Крым от 5 октября 2020 года. По мнению заявителя, выводы суда апелляционной инстанции сделаны без учета всех обстоятельств дела, с нарушениями норм материального права. Выражает несогласие с выводом суда о том, что образование земельных участков для ведения садоводства осуществляется на основании проекта межевания территории садоводческого товарищества. Считает, что у административного ответчика имелись все предусмотренные законом основания для совершения действий, необходимых для оформления права Кучуряна А.Г. на спорный земельный участок.
Определением судьи от 18 мая 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав доклад, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений должностных лиц (статья 46).
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как следует из материалов административного дела, 24 февраля 2018 года Кучурян А.Г. принят в члены СПК "Труд" и за ним закреплен земельный участок площадью 0, 05 га по адресу: "адрес"
18 августа 2020 года административный истец обратился в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, предоставленного Кучуряну А.Г. как члену садоводческого кооператива по решению общего собрания, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, справку из СПК о членстве, выписку из протокола общего собрания, копию решения выделении СПК "Труд" земельных участков, выписку из ЕГРЮЛ на СПК "Труд", копии решений от 28 января 1991 года N, от 21 июня 1991 года, от 3 апреля 1996 года.
Согласно письму Министерства от 21 августа 2020 года N в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано в связи с нарушением пункта 3 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК). Поданное административным истцом заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории для садоводства возращено с приложенными документами, как несоответствующее требованиям пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ). Указано, что в соответствии с действующим на территории Республики Крым законодательством, образование земельных участков для ведения садоводства осуществляется на основании проекта межевания территории садоводческого товарищества, а не путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Также, в связи с тем, что образование земельного участка для ведения садоводства невозможно осуществить путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в заявлении не указаны сведения, предусмотренные подпунктами 4 - 6 пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Федеральный законодатель, установив переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года (статья 6 Закона N 6-ФКЗ), одновременно в статье 12.1 названного закона предусмотрел, что особенности регулирования в том числе земельных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2023 года могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (в редакции, действовавшей на дату возникновения правоотношений).
При этом на территории Республики Крым предоставление земельных участков физическим лицам осуществляется в соответствии с ЗК РФ, Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Законом N 66-ЗРК/2015.
Пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ следует, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 упомянутого Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
В соответствии с подпунктами 4 - 6 пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований.
В силу пункта 3 статьи 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 названной статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из пункта 3 статьи 18 Закона N 66-ЗРК/2015 следует, что земельные участки могут образовываться на основании утвержденной схемы расположения земельных участков без ограничений, предусмотренных федеральными законами, до 1 января 2023 года, за исключением образования земельных участков из земельных участков, предоставленных некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества.
Исходя из пункта 2 статьи 15 Закона N 66-ЗРК/2015, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и данным Законом, также является подготовка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных указанным Законом.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 320-ЗРК/2016 "Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым" предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подача в уполномоченный орган садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 2) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей; 3) в случае если границы земельного участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, подлежат уточнению в соответствии с федеральным законодательством, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка; 4) подготовка проекта межевания территории земельного участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) подача в уполномоченный орган садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан заявления о предоставлении земельного участка; 6) заключение договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим на территории Республики Крым законодательством, образование земельных участков для ведения садоводства осуществляется на основании проекта межевания территории садоводческого товарищества, а не на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что Министерство правомерно отказало в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Также суд апелляционной инстанции указал на правомерность возврата административным ответчиком заявления в части предварительного согласования предоставления земельного участка, ввиду того, что в заявлении не указаны сведения, предусмотренные подпунктами 4 - 6 пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Утверждения кассационной жалобы о том, что у административного ответчика имелись все предусмотренные законом основания для совершения действий, необходимых для оформления права Кучуряна А.Г. на спорный земельный участок, являются несостоятельными по приведенным основаниям.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции надлежащим образом установили оценил фактические обстоятельства дела, в результате чего сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
По существу доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда апелляционной инстанции, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кучуряна Андрея А.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 8 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.