Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу представителя Тарана М.В. по доверенности Жукова А.И. на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 10 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Тарана М.В. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кадыровой А.П. о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права собственности.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Таран М.В. обратился в Евпаторийский городской суд Республики Крым с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кадыровой А.П. о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права собственности; просил возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность рассмотреть заявление административного истца от 5 августа 2020 года N о государственной регистрации права собственности.
В обоснование административного иска заявителем указано на то, что решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на сарай (литера Д), расположенный по адресу: "адрес", является незаконным и нарушает его права, поскольку объектом права собственности применительно к спорному домовладению являются жилые дома, отчужденные продавцом все вместе, а подсобные строения, в том числе сарай (литера Д), не имеющий самостоятельного хозяйственного назначения, составляет с ними единое целое, в связи с чем его право на указанный объект также подлежит регистрации.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 октября 2020 года в удовлетворении административного иска Тарану М.В. отказано.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, городской суд исходил из того, что у государственного регистратора имелись фактические и правовые основания для приостановления осуществления государственной регистрации права собственности административного истца на объект недвижимости: сарай (литера Д) с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес". Кроме того, указанные действия должностного лица не лишали административного истца права на предоставление дополнительных документов, необходимых для осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 10 февраля 2021 года решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 апреля 2021 года, представитель Тарана М.В. ставит вопрос об отмене решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 октября 2020 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 10 февраля 2021 года и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца. По мнению заявителя, суды нижестоящих инстанций не дали оценку доводам административного истца и документам, подтверждающим возникновение у истца права собственности на объект (литера Д). Заявитель полагает, что судами не учтено, что сарай (литера Д) является вещью принадлежностью и составляет с домом одно целое, ввиду чего при отчуждении права на главную вещь (жилой дом) к приобретателю переходит право и на вещь принадлежность.
Определением судьи от 19 мая 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции, не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав объяснение участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя Таран М.В. - Ярцева В.Д, настаивавшего на доводах кассационной жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, согласно договору купли-продажи от 18 января 2019 года, удостоверенному нотариусом Симферопольского городского нотариального округа Республики Крым ФИО и зарегистрированному в реестре за N, ФИО1. продала, а Таран М.В. купил 13/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом (литера А), общей площадью 22, 3 кв. м, и 13/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом (литера В), общей площадью 27, 9 кв. м, находящиеся по адресу: "адрес", кадастровый номер жилого дома (литера А) - "данные изъяты", кадастровый номер жилого дома (литера В) - "данные изъяты" (т. 1, л. д. 100 - 103).
В соответствии с договором купли-продажи от 18 января 2019 года, удостоверенным нотариусом Симферопольского городского нотариального округа Республики Крым ФИО и зарегистрированному в реестре N, ФИО1 продала, а Таран М.В. купил 13/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом (литера А1), общей площадью 74, 7 кв. м, находящийся по адресу: "адрес", кадастровый номер - "данные изъяты" (т. 1, л. д. 104 - 106).
Право собственности на указанные в договорах доли объектов недвижимого имущества зарегистрированы за административным истцом 30 января 2019 года.
Таран М.В. 5 августа 2020 года обратился в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество: нежилое здание (литера Д) общей площадью 24, 4 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес" (т. 2, л. д. 63).
Для регистрации права на недвижимое имущество административным истцом представлены: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведение государственной регистрации права на 13/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом (литера А), жилой дом (литера В) и жилой дом (литера А1), расположенные по адресу: "адрес", договор купли-продажи от 24 июня 1997 года N, договоры купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилой дом от 18 января 2019 года, а также сведения о характеристиках объектов недвижимости в виде соответствующих выписок из ЕГРН (т. 1, л. д. 33 - 34).
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 17 августа 2020 года N государственная регистрация права собственности по заявлению административного истца от 5 августа 2020 года приостановлена.
В обоснование приостановления государственной регистрации со ссылками на статьи 14, 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственным регистратором указано на то, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязанность представления документов, являющихся основанием для проведения государственной регистрации права, возложена на заявителя. В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона о регистрации, предоставляются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества. Заявителем не предоставлен на государственную регистрацию правоустанавливающий документ, на основании которого возникло его право собственности на 13/100 долей (литера Д), с кадастровым номером "данные изъяты", поскольку поданные договоры купли-продажи от 18 января 2019 года не могут являться документами, подтверждающими переход права собственности и возникновение права на заявленный объект. В связи с чем заявителю рекомендовано устранить указанные противоречия, препятствующие проведению государственной регистрации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, определены в статье 21 Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, в том числе: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что в предоставленных административным истцом для осуществления регистрации права на заявленный объект недвижимости: сарай (литера Д), кадастровый номер "данные изъяты", правоустанавливающих документах (договорах от 18 января 2019 года) объект недвижимости: сарай (литера Д) - не значится.
Вместе с тем, в правоустанавливающем документе продавца ФИО1 (договоре купли-продажи от 24 июня 1997 года) (т. 2, л. д. 68) в перечне составляющих приобретаемого имущества, кроме жилых домов, также указан: сарай (литера Д), уборная, сооружения, расположенные на земельном участке площадью 301 кв. м.
При этом данный объект поставлен на кадастровый учет 5 декабря 2018 года (т. 1, л. д. 90 - 93), со статусом "актуальный, ранее учтённый", то есть ещё до заключения с административным истцом договоров по отчуждению имеющегося у ФИО1 недвижимого имущества. Однако, данный объект в перечень отчуждаемого ФИО1 административному истцу недвижимого имущества, исходя из представленных договоров купли-продажи, не вошёл.
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Исходя из предмета предоставленных заявителем правоустанавливающих документов от 18 января 2019 года, Тарану М.В. отчуждалось несколько главных вещей: жилые дома (литера А, А1, В) по двум самостоятельным договорам. Документы и сведения о том, что сарай (литера Д) относится к конкретной из указанных главных вещей с целью определения отчуждения сарая (литера Д) по одному из двух представленных административным истцом правоустанавливающим документам в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не представлено.
Судом апелляционной инстанции также указано, что поскольку сарай (литера Д) находится на кадастровом учёте в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в качестве объекта недвижимого имущества, то основания для осуществления государственной регистрации прав на него подлежат предоставлению и проверке на соответствие положениям статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
В связи с чем судебные инстанции пришли к выводу о том, что у государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кадыровой А.П. имелись фактические и правовые основания для приостановления осуществления государственной регистрации права собственности административного истца на объект недвижимости: сарай (литера Д) с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу "адрес". Уведомление государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Кадыровой А.П. принято в пределах предоставленных государственному регистратору полномочий и способом, предусмотренным Законом N 218-ФЗ. Кроме того, права и охраняемые законом интересы административного истца оспариваемым решением регистрирующего органа не были нарушены, поскольку не лишали его права на предоставление дополнительных документов, необходимых для осуществления государственной регистрации возникших прав на недвижимое имущество.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Довод о том, что сарай (литера Д) является вещью принадлежностью и составляет с домом одно целое, ввиду чего при отчуждении права на главную вещь (жилой дом) к приобретателю переходит право и на вещь принадлежность, получил свое отражение в судебных актах нижестоящих инстанций и вышеназванных выводах судебной коллегии суда кассационной инстанции.
Иные доводы кассационной жалобы также не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов обеих инстанций, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Тарана М.В. по доверенности Жукова А.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 8 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.