Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Усенко Н.В, Карасовой Н.Х, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Деменка А.В, поступившую в суд первой инстанции 05 марта 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Деменка А.В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании отказа незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Деменок А.В. обратился в Балаклавский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просил суд признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 16 июня 2020 года N N об отказе в предоставлении государственной услуги, а также обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование доводов заявленных требований истец указал на то, что в соответствии с абзацем 3 пункта 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины он реализовал свое право на получение от органа местного самоуправления решения о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек по улице Второй обороны, 1-А. В частности указанной нормой закона было предусмотрено, что в случае непринятия органом исполнительной власти в месячный срок решения о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, лицу, заинтересованному в бесплатной приватизации земельного участка, было достаточно подать заявление, носящее уведомительный характер о разработке проекта землеустройства в отношении земельного участка, указанного им в заявлении, с представлением договора с землеустроительной организацией на его разработку. Имея намерение завершить ранее начатое оформление права собственности на земельный участок, он обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Обжалуемым решением, оформленным письмом, ему в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано в связи с тем, что у него отсутствует решение Севастопольского городского Совета о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Указанный отказ он считает незаконным, так как в силу указанной нормы земельного законодательства Украины, поданное им уведомление о разработке проекта землеустройства в отношении земельного участка, считается достаточным для вывода о том, что им было получено соответствующее согласие.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 17 августа 2020 года исковые требования Деменка А.В. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 16 июня 2020 года NГУ-исх-5009/20. Возложена обязанность на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Деменка А.В. N) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес"
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 декабря 2020 года решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 17 августа 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Деменок А.В. выражает несогласие с вынесенным апелляционным определением, считает его незаконным, необоснованным, просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В связи с чем, предоставлено право органам государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополь в переходный период устанавливать особенности регулирования отдельных сфер и областей общественной жизни, в целях обеспечения скорейшего решения вопросов жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона города Севастополя N 46-ЗС от 25 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее Закон N46-ЗС), принятого во исполнение данной нормы закона, им установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
Частями 1 и 5 статьи 12 Закона N46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя N25-ПП от 01 февраля 2016 года утвержден порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству (далее Порядок N25-ПП).
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя N223-РДЗ от 19 января 2018 года "О внесении изменений в распоряжение Департамента от 19.01.2017 N 549-РДЗ "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь" утвержден вышеназванный Административный регламент, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, осуществляемых по запросу заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя полномочий.
Согласно пп. 2 пп. 2.8.2 п. 2.8 Административного регламента основанием для возврата заявления и приложенных к нему документов является несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в части 2.6 настоящего административного регламента.
Подпунктом 2.6.2 Административного регламента установлено, что в случае завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия федерального конституционного закона, осуществляющегося на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, заявитель предоставляет среди прочих заверенные копии решений органа местного самоуправления или решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (подпункт 5).
Таким образом, вышеназванными нормативными правовыми актами предусмотрено, что для получения государственной услуги заявитель обязан представить именно решение уполномоченного органа.
Удовлетворяя административный иск частично суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с не предоставлением решения о разрешении на разработку документации по землеустройству является незаконным.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу, что выводы суда первой инстанции противоречат обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 10 июня 2020 года Деменок А.В. обратился к административному ответчику с заявлением, вх. N5957/20 от 10 июня 2020 года об утверждении схемы расположения земельного участка N1-А по ул. Второй обороны в г. Севастополе на кадастровом плане территории, предоставив пакет документов. Материалами дела подтверждается и не оспаривается представителем административного ответчика, что истец обратился к административному ответчику с целью завершения оформления права на земельный участок, начатого до принятия Федерального конституционного закона и именно в таком порядке рассматривалось его заявление.
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленным письмом NГУ-исх-5009/20 от 16 июня 2020 года в соответствии с пунктом 2.8 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь" утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя N223-РДЗ от 19 января 2018 года вышеуказанное заявление возвращено без рассмотрения, поскольку в составе представленных материалов отсутствует решение органа местного самоуправления или решение о разрешении на разработку документации по землеустройству принятых до 21 марта 2014 года, то есть отсутствует документ, подтверждающий право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
При этом, представленные административному ответчику документы, документом, подтверждающим право на составление проекта землеустройства, являться не может, поскольку данный документ не предусмотрен положениями Закона N 46-ЗС, вследствие чего оспариваемое решение Департамента NГУ-исх-5009/20 от 16 июня 2020 года является законным и обоснованным.
Кроме того, исходя из положений статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ, части 1 статьи 1, частей 1 и 5 статьи 12 Закона N 46-ЗС, поскольку завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, является особенностью регулирования земельных отношений в городе Севастополе, а законодатель в пределах своих полномочий предусмотрел, что оно осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, заявителю необходимо предоставление соответствующих решения, а не иного документа, хоть и предусмотренного действовавшим до марта 2014 года законодательством Украины.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводы суда апелляционной инстанции они не опровергают, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 мая 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Н.В. Усенко Н.Х. Карасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.