Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Песоцкого В.В, Ивановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации города Симферополя Республики Крым о признании права собственности на земельный участок, по кассационным жалобам ФИО1, ее представителя Ачкинадзе А. на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым 20 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации "адрес" Республики Крым о признании права собственности на земельный участок.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого дома, общей площадью 262 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Земельный участок по указанному адресу, площадью 541 кв.м, с кадастровым номером N находится в ее фактическом владении и пользовании.
Изначально, земельный участок по указанному адресу, площадью 410 кв.м, выделялся ФИО10 под строительство жилого дома на основании решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов трудящихся N от ДД.ММ.ГГГГ, которое было отменено и земельный участок был отведен ФИО11 и ФИО12 решением этого же органа N от ДД.ММ.ГГГГ.
Площадь спорного земельного участка в размере 541 кв.м, была определена в результате проведения кадастровых работ с учетом фактических границ участка, закрепленных на местности, и не превышает предельного минимального размера, установленного Временными правилами землепользования и застройки на часть территории муниципального образования городской округ Симферополь ("адрес") Республики Крым.
В настоящее время земельный участок находится в муниципальной собственности, ДД.ММ.ГГГГ между ней и администрацией "адрес" Республики Крым заключен договора аренды земельного участка N.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о снятии обременения в виде аренды в отношении спорного земельного участка и с заявлением о государственной регистрации права собственности, однако ДД.ММ.ГГГГ ею было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации, ввиду того, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за муниципальным образованием.
Ссылаясь на то, что она является собственником недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, а также на положения ст. 8-2 ЗРК от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым, решение исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов трудящихсяN 608 от 27 ноября 1973 года, просила суд признать за ней право собственности на земельный участок.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 17 ноября 2020 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационных жалобах ФИО1 и ее представитель Ачкинадзе А, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставят вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Принимая оспариваемые судебные постановления об отказе в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 61, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, правомерно исходили из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома, площадью 262 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Так, согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 подарила ФИО1 жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", состоящий из литер A, Al, А2, а, общей площадью 126, 7 кв.м, кадастровый N, а также гараж лит. "Б" общей площадью 21, 7 кв.м, кадастровый N.
Согласно выписке из ЕГРН по указанному адресу расположен земельный участок, площадью 541 +/- 8 кв.м, с кадастровым номером N, собственником которого является муниципальное образование городской округ Симферополь Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и администрацией "адрес" Республики Крым был заключен договор аренды земельного участка N, согласно п. 1.1 которого арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок, площадью 541 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N. Земельный участок предоставляется с целью обслуживания жилого дома.
Согласно договору аренды, на земельном участке расположены объекты недвижимости: жилой дом с кадастровым номером N, площадью 126, 7 кв.м, нежилое здание - гараж с кадастровым номером N, площадью 21, 7 кв.м, которые принадлежат арендатору на праве собственности.
В этот же день земельный участок был передан истцу по акту приема- передачи.
На основании указанного договора аренды, 30 июля 2019 года в ЕГРН было зарегистрировано обременение объекта недвижимости в виде аренды с 30 июля 2019 года по 1 июля 2039 год.
Конституция Российской Федерации (ст. 36, ч. 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе РФ в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 5 ч. 1 ст. 1).
Развивая указанный принцип, Земельный кодекс РФ предусматривает для собственников зданий или сооружений исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых эти объекты расположены, реализуемое без проведения торгов (п. 6 ч. 2 ст. 39.3 и ч. 1 ст. 39.20), а также порядок пользования чужим земельным участком лицами, которые приобрели в собственность здания или сооружения (ч. 1 ст. 35).
В ч. 3, 26 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления решают вопросы по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
С целью реализации права на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих объектов недвижимости, в собственность, гражданину необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему строения.
Согласно письму МКУ Департамент развития муниципальной собственности от 17 июня 2020 года N, заявление ФИО1 о расторжении договора аренды, а также о предоставлении земельного участка в собственность, не поступало.
Обосновывая свои исковые требования, истец ссылается на то, что в настоящий момент в ее фактическом владении и пользовании находится спорный земельный участок, который ранее выделялся предыдущим собственникам жилого дома.
Вместе с тем, решением Исполнительного комитета Симферопольского городского Совета депутатов трудящихся от 23 июня 1959 года N 17 "Об отводе земельных участков под индивидуальное жилищное строительство", ФИО10 для строительства жилого дома отведен земельный участок N по "адрес", площадью 410 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ решением Исполнительного комитета Симферопольского городского Совета депутатов трудящихся N о самовольном строительстве дома гр.гр. Лужанскими, вышеуказанный акт исполнительно-распорядительного органа отменен, земельный участок N по "адрес", площадью 410 кв.м, отведен ФИО11 и ФИО12 В п. 3 решения указано, что после сдачи двухквартирного жилого дома в эксплуатацию отделу коммунального хозяйства необходимо выдать ФИО11 и ФИО12 свидетельство о праве личной собственности на домовладение N по "адрес" в долях.
Ссылаясь на данное решение, истец указывает, что на его основании он вправе зарегистрировать за собой право собственности на спорный земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 и ФИО11 Исполнительным комитетом Симферопольского городского совета депутатов трудящихся были выданы свидетельства о праве личной собственности на строения на 55/100 и 45/100 долей домовладения соответственно, расположенного по адресу: "адрес".
В соответствии с п. 1 ст. 1206 ГК РФ, возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 3 Закона "Об основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик" от ДД.ММ.ГГГГ N-VII, в соответствии с Конституцией СССР земля в Союзе Советских Социалистических Республик является государственной собственностью, то есть всенародным достоянием. Земля в СССР состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, запрещаются.
Пунктами 1, 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов" было установлено, что отвод гражданам земельных участков, как в городе, так вне города для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование.
При таких обстоятельствах, имеющееся решение об отводе земельного участка ФИО11 и ФИО12 предполагало, в силу закона, передачу участка на основании постоянного бессрочного пользования (пожизненного наследуемого владения).
Подпунктом 2 п. 5 Постановления Верховной Рады Украинской ССР от 18 декабря 1990 года N 562 "О порядке введения в действие Земельного кодекса Украинской ССР" определялось, что граждане, предприятия, учреждения и организации, имеющие в пользовании земельные участки, предоставленные им до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняют свои права на пользование к оформлению ими в установленном порядке прав собственности на землю или землепользования.
В силу п. 6 Постановления Верховной Рады Украинской ССР от 18 декабря 1990 года N 563 "О земельной реформе" определено, что граждане, предприятия, учреждения и организации, имеющие в пользовании земельные участки, предоставленные им до введения в действие Земельного кодекса Украинской ССР, должны до 15 марта 1994 года оформить право собственности или право пользования землей. По истечении указанного срока, ранее предоставленное им право пользования земельным участком теряется.
Согласно решению Конституционного Суда Украины от 22 сентября 2005 года N 5-рп/2005 признаны не соответствующими Конституции Украины: положение п. 6 раздела X "Переходные положения" Земельного кодекса Украины относительно обязательства переоформить право постоянного пользования земельным участком на право собственности или право аренды без соответствующего законодательного, организационного и финансового обеспечения; п. 6 Постановления Верховной Рады Украины "О земельной реформе"" в части, касающейся потери гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями после окончания срока оформления права собственности или права пользования землей ранее предоставленного им права пользования земельным участком.
В период с 1990 по 2002 годы передача в частную собственность гражданам земельных участков осуществлялась в соответствии с ЗК Украины от 18 декабря 1990 года N 561-XII и Декретом Кабинета Министров от 26 декабря 1992 года N 15-92 "О приватизации земельных участков".
Согласно ст. 6 ЗК Украины передача земельных участков в собственность граждан осуществлялась местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией за плату или бесплатно.
Подпунктами 1 и 2 ст. 9 ЗК Украины было установлено, что к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений на их территории относится: передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользования, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном ст. ст. 17 и 19 настоящего Кодекса; регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли.
Положениями ст. 17 названного кодекса предусматривалось, что передача земельных участков в частную собственность осуществляется Советами народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки.
В ст. 22 ЗК Украины указано, что право собственности на землю или право пользования предоставленным земельным участком возникает после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, который подтверждает это право.
Согласно ст. 23 данного кодекса право собственности или право постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственными актами, которые выдаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Совета народных депутатов.
В то же время, п. 6 Декрета Кабинета Министров Украины "О приватизации земельных участков" от 26 декабря 1992 года было приостановлено действие ст. 23 ЗК Украины относительно собственников земельных участков, определенных ст. 1 этого Декрета.
Согласно положениям ст. 3 Декрета право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных ст. 1 этого Декрета, подтверждалось соответствующим советом народных депутатов, о чем делалась запись в земельно-кадастровых документах с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.
При этом право собственности граждан на земельные участки возникало не с момента получения соответствующего государственного акта, а с момента принятия соответствующим советом решения о передаче в собственность граждан земельных участков.
Начиная с 01 января 2002 года основным актом земельного законодательства Украины, содержавший правовые нормы о собственности на земельные участки, являлся ЗК Украины от 25 октября 2001 года N 2768- III.
В соответствии со ст. 125 ЗК Украины право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникали с момента государственной регистрации этих прав.
Право собственности на земельный участок удостоверялось государственным актом (ст. 126 ЗК Украины).
Указанным Земельным кодексом Украины не была установлена императивная норма, обязывающая лиц, получивших до введения его в действие в частную собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек на основании решения органа местного самоуправления, в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины "О приватизации земельных участков", получить в определенный срок государственный акт на право частной собственности на землю.
Приобретение права собственности на земельный участок имело место при наличии следующих юридических фактов в их совокупности: принятие решения компетентного органа о передаче в собственность земельного участка гражданину; изготовление технической документации на земельный участок; определение границ земельного участка в натуре; согласование со смежными землевладельцами и землепользователями; получение в установленном порядке государственного акта на землю; регистрация права собственности на земельный участок.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, во взаимосвязи с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, документом, подтверждающим право собственности на земельный участок, являлся государственный акт, зарегистрированный уполномоченным органом.
Какие-либо доказательства относительно оформления, в установленном на тот период законом порядке, права собственности предыдущими собственниками жилого дома на земельный участок истцом суду не представлено.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Доводы истца о применении положений Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 года N 218- ФЗ и Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" правомерно отклонены нижестоящими судебными инстанциями, поскольку в данном случае предметом спора является не отказ в регистрации права, а признание права собственности на земельный участок.
Кроме того, в исковом заявлении истец указывает, что на основании решения Исполнительного комитета Симферопольского городского Совета депутатов трудящихся от 27 ноября 1973 года N 608, он вправе зарегистрировать за собой право собственности на спорный земельный участок.
Вместе с тем, обращаясь в ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" истцом, помимо заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, права на недвижимое имущество была представлена архивная выписка из протокола заседания "Об отводе земельных участков под ИЖС" (от 23 июня 1959 года N 17) от 28 ноября 2019 N Т-5416, которая 27 ноября 1973 года была отменена решением Исполнительного комитета Симферопольского городского Совета депутатов трудящихся N 608.
Также не представлены доказательства того, что истцом в установленном законом порядке было оспорено право муниципальной собственности на спорный земельный участок.
При таких данных, нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что требования истца о признании права собственности на спорный земельный участок, заявлены преждевременно, право истца в части возможности получения земельного участка в собственность на данный момент не нарушены.
Доводы о том, что зарегистрированное право муниципальной собственности на спорный земельный участок не препятствует признанию за истцом права собственности на него, и суду первой инстанции, при наличии сомнений в правильно избранном истцом способе защиты надлежало поставить на обсуждение вопрос об уточнении исковых требований, отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права.
В доводах жалобы имеются ссылки на положения Федерального Закона РФ от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".
Вместе с тем, данные доводы не приводились в обоснование заявленных исковых требований, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым 20 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.