Дело N 88-13483/2021
N дела суда 1-й инстанции 2-277/2020
г. Краснодар 08 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никольской О.Л, судей Хаянян Т.А. и Ивановой О.Н.
с участием прокурора Солдатова С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО "Газконтиненталь" о запрете деятельности до устранения нарушений законодательства, возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе представителя ООО "Газконтиненталь" на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 25 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 15 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Никольской О.Л, выслушав объяснения директора ООО "Газконтиненталь" - Бобович Д.В, представителя ООО "Газконтиненталь" - Ефремова И.Е, выслушав заключение прокурора, полагавшего оставить без изменения обжалуемые судебные постановления, судебная коллегия
установила:
Керченский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Газконтиненталь" о запрете деятельности до устранения нарушений законодательства, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что в результате прокурорской проверки установлено, что ответчик в нарушение требований действующего законодательства осуществляет хозяйственную деятельность с использованием скважин N и N базы установок комплексной подготовки газоконденсатного месторождения в отсутствие проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель.
В нарушение положений частей 1 и 2 статьи 7, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации ответчик осуществляет эксплуатацию скважины N по добыче углеводородного сырья, расположенной на земельном участке с видом разрешенного использования - земли сельскохозяйственного назначения, то есть имеет место нарушение вида целевого использования земельного участка.
В нарушение статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации ответчик осуществляет добычу углеводородного сырья на скважине N в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый под указанной скважиной.
Прокуратурой в адрес ответчика вынесено представление об устранении указанных нарушений закона, однако надлежащие меры по устранению нарушений закона ООО "Газконтиненталь" не предприняты.
Допущенные ответчиком нарушения требований природоохранного законодательства нарушают права и интересы собственника недр, а также влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 25 сентября 2020 года удовлетворен иск Керченского межрайонного природоохранного прокурора.
На ООО "Газконтиненталь" возложена обязанность по разработке и утверждению в установленном порядке проекта восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного пользования земель на земельный участок с кадастровым номером N, а также земельные участки, занятые скважинами N и N.
ООО "Газконтиненталь" запрещена деятельность по эксплуатации скважины N до изменения целевого назначения земельного участка с кадастровым номером N на вид разрешенного использования недропользование в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N.
ООО "Газконтиненталь" запрещена деятельность по эксплуатации скважины N до получения правоустанавливающих документов на используемый земельный участок, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.
С ООО "Газконтиненталь" в местный бюджет взыскана госпошлина в размере 18 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 15 декабря 2020 года решение Ленинского районного суда Республики Крым от 25 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнительных пояснениях к ней представитель ООО "Газконтиненталь" Ефремов И.Е. просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, указывая, что в связи с отсутствием ухудшения качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности обществом в настоящее время не может быть осуществлена разработка проекта рекультивации загрязненных земель.
Также в жалобе обращено внимание на то, что истцом не доказана реальность наступления опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Крым от 15 сентября 2014 года N-ЗРК "О размещении инженерных сооружений" не требуется изменения категории земель и обслуживающего земельного участка и (или) его разрешенного использования для осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, то есть для осуществления деятельности по эксплуатации скважины N нет необходимости изменения целевого назначения земельного участка, а следует оформить публичный сервитут.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда о том, что скважина N входит в состав соответствующих газопроводов, ничем не подтвержден, при этом 15 апреля 2020 года ООО "Газконтиненталь" заключило соглашение N об установлении сервитута на земле под скважиной N, документы переданы на государственную регистрацию.
В возражениях на жалобу прокурор, участвующий в деле, Ислямова М.В. указывает на законность и обоснованность судебных постановлений, полагая, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в связи с несостоятельностью доводов заявителя.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела следует, что ответчик осуществляет в своей хозяйственной деятельности добычу природного газа.
ООО "Газконтиненталь" выдана лицензия СМФ 00106 НР на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья (газ природный, конденсат) Фонтановского месторождения на территории "адрес" Республики Крым сроком до 10 июля 2032 года, которая 08 июня 2017 года зарегистрирована в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой Республики Крым при проведении проверки деятельности ответчика выявлено нарушение требований природоохранного и земельного законодательства.
Как установлено прокуратурой, в нарушение требований части 3 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года N "Об охране окружающей среды" ответчик осуществляет хозяйственную деятельность с использованием скважин N, N базы установок комплексной подготовки газоконденсатного месторождения в отсутствие проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель.
Также в нарушение положений частей 1, 2 статьи 7, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации ответчик осуществляет эксплуатацию скважины N по добыче углеводородного сырья, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешённого использования - земли сельскохозяйственного назначения.
При этом согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N, осуществление геологических изысканий, добыча полезных ископаемых, в том числе закрытым способом (скважины) осуществляются на землях с видом разрешенного использования недропользование.
При проведении проверки выявлено, что в нарушение статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации ответчик осуществляет добычу углеводородного сырья на скважине N, кадастровый N, в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый под указанной скважиной.
В адрес ООО "Газконтиненталь" прокуратурой вынесено представление от 06 мая 2019 года об устранении требований действующего законодательства.
По результатам рассмотрения данного представления нарушения действующего законодательства обществом устранены частично.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно части 1 статьи 46 данного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязнённых земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (часть 3 статьи 46).
Исходя из положений статьи 3 указанного Федерального закона, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (пункт 2 приложения N Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 22 декабря 1995 года N, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22 декабря 1995 года N).
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Одним из основных принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования, что закреплено в части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.
На основании части 1 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1993 года N "О недрах" земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N, установлено, что осуществления геологических изысканий, добыча полезных ископаемых открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами, размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи полезных ископаемых, размещений объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча полезных ископаемых происходит на межселенной территории, осуществляются на землях с видом разрешённого использования недропользование (код 6.1).
Как видно из дела, в 1 км северо-западнее от промышленной площадки ООО "Газконтиненталь" вблизи земельных участков с кадастровыми номерами N расположена промышленная скважина N по добыче углеводородного сырья, кадастровый N, площадью 201, 9 кв. м.
Данная скважина эксплуатируется ответчиком.
Однако правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый указанной скважиной, у ООО "Газконтиненталь" отсутствуют.
С учетом всех обстоятельств по делу, исследовав представленные сторонами доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и их толковании.
Утверждения заявителя кассационной жалобы на то, что проекты восстановления загрязненных земель (проекты рекультивации земель) должны быть разработаны исключительно после наступления факта нарушения (загрязнения) земель, основаны на ошибочном толковании положений части 3 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Ссылки на наличие у ООО "Газконтиненталь" разработанного плана по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов не освобождают от обязанности иметь проект восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель.
Доводы о том, что истцом не доказана реальность наступления опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, несостоятельны.
Деятельность ООО "Газконтиненталь" по добыче природного газа и газового конденсата отнесена к деятельности, оказывающей значительное негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем отнесена к объектам 1 категории негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств обществом с самовольным использованием земельного участка и использованием земельного участка не по целевому назначению в нарушение требований действующего земельного и природоохранного законодательства создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность.
Действующим земельным законодательством установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после его перевода в соответствующий вид разрешенного использования.
Ссылка в кассационной жалобе на положения Закона Республики Крым от 15 сентября 2014 года N-ЗРК "О размещении инженерных сооружений" несостоятельна, поскольку указанный Закон не подлежит применению в рассматриваемом деле.
Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах решение Ленинского районного суда Республики Крым от 25 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 15 декабря 2020 года подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Крым от 25 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ООО "Газконтиненталь" - без удовлетворения.
Председательствующий О.Л. Никольская
Судьи Т.А. Хаянян
О.Н. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.