Дело N 88-13592/2021
N дела суда 1-й инстанции 2-1260/2020
г. Краснодар 08 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никольской О.Л, судей Хаянян Т.А. и Ивановой О.Н.
с участием прокурора Солдатова С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Тарановой Анне Владимировне о признании деятельности по организации и перевозке пассажиров по маршруту г. Знаменск-г. Волгоград-г. Знаменск автомобильным транспортом регулярной, незаконной и запрете данной деятельности по кассационной жалобе представителя ИП Тарановой А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Никольской О.Л, выслушав объяснения ИП Тарановой А.В. и ее представителя Ластовской С.В, заключение прокурора, полагавшего оставлению без изменения обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия
установила:
Прокурор ЗАТО г. Знаменск Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП Тарановой А.В. о признании деятельности по организации и перевозке пассажиров по маршруту "адрес" автомобильным транспортом регулярной, незаконной и запрете данной деятельности.
В обоснование заявленных требований указано на установление в ходе прокурорской проверки того, что ИП Таранова А.В, имея лицензию от 17 мая 2019 года на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, фактически осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршруту "адрес" в отсутствие свидетельства на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок, данное обстоятельство приводит к дестабилизации транспортного обслуживания, оттоку пассажиров у законных перевозчиков и ухудшению экономической ситуации добросовестных перевозчиков, а также угрожает жизни и здоровью пассажиров.
Уточнив исковые требования, прокурор просил суд признать деятельность ИП Тарановой А.В. по организации и перевозке пассажиров по маршруту "адрес" по договорам фрахтования с ИП Корсуновой Н.А. регулярными перевозками пассажиров и багажа, признать данную деятельность в отсутствие свидетельства на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок незаконной и запретить ее.
Ответчик ИП Таранова А.В. иск не признала.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 24 декабря 2020 года отказано в удовлетворении иска прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 февраля 2021 года решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 24 декабря 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворены.
Деятельность ИП Тарановой А.В. по организации и перевозке пассажиров по маршруту г. Знаменск-г. Волгоград-г. Знаменск по договорам фрахтования с ИП Корсуновой Н.А. признана регулярными перевозками пассажиров и багажа.
Деятельность ИП Тарановой А.В. по организации и перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту г. Знаменск-г. Волгоград-г. Знаменск по договорам фрахтования с ИП Корсуновой Н.А. в отсутствие свидетельства на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок признана незаконной.
Запрещена деятельность ИП Тарановой А.В. по организации и перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту г. Знаменск-г. Волгоград-г. Знаменск по договорам фрахтования с ИП Корсуновой Н.А. в отсутствие свидетельства на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок.
С ИП Тарановой А.В. в доход муниципального образования Ахтубинский район взыскана госпошлина в размере 12 000 рублей.
В кассационной жалобе представитель ИП Тарановой А.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 февраля 2021 года, оставить в силе решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 24 декабря 2020 года, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, неверное толкование положений действующего законодательства о договоре фрахтования, утверждая, что выводы суда не подтверждены материалами дела, указывая на недоказанность прокурором возможности причинения вреда в будущем ИП Тарановой А.В. при осуществлении пассажирских перевозок, полагая, что судом апелляционной инстанции принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, - ИП Корсуновой Н.А.
В возражениях на кассационную жалобу и.о. прокурора ЗАТО г. Знаменск Симикин Г.А. указывает на законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 февраля 2021 года, полагает жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку установленные судом обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой ЗАТО г. Знаменск проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
В результате проверки установлено осуществление перевозок пассажиров по маршруту г. Знаменск-г. Волжский-г. Волгоград и обратно ИП Тарановой А.В. на основании договора фрахтования от 24 июня 2018 года, заключенного между ИП Тарановой А.В. и ИП Корсуновой Н.А.
Судом установлено, что Таранова А.В. является индивидуальным предпринимателем, имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами с видом работ, выполняемым в составе лицензируемой деятельности: перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства.
Таранова А.В. является собственником транспортных средств: "Фиат Дукато", регистрационный номер У N" регистрационный номер N регистрационный номер NФорд Транзит" регистрационный номер N регистрационный номер N" регистрационный номер N" регистрационный номер N" регистрационный номер N" регистрационный номер N
Из дела видно, что 24 июня 2018 года между ИП Тарановой А.В. и ИП Корсуновой Н.А. заключен договор фрахтования автотранспортного средства для перевозки определенного круга лиц, по условиям договора ИП Таранова А.В. (фрахтовщик) приняла на себя обязательство предоставить ИП Корсуновой Н.А. (фрахтователю) автобусы для перевозки пассажиров и багажа в установленные сроки согласно заявкам (заказ-нарядам) фрахтователя, а фрахтователь обязался обеспечивать заблаговременное представление заявок и своевременно оплачивать услуги фрахтовщика. Маршруты движения: г. Знаменск-г. Волгоград-г. Знаменск. Место подачи транспортных средств расположены по адресу: "адрес", в "адрес" территория отстойной разворотной площадки ж/д вокзала Волгоград-1 или другое указанное место по предварительному устному договору. На каждую отдельную перевозку устанавливается и формируется заказ-наряд, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. Допуск пассажиров в транспортное средство осуществляется на указанных в договоре местах посадки, высадки пассажиров в соответствии с заказ нарядом.
На основании договора, заключенного 10 декабря 2019 года между ИП Тарановой А.В. (заказчик) и ГБУЗ АО "Городская больница ЗАТО Знаменск" (исполнитель), ИП Тарановой А.В. оказываются услуги по проведению предрейсового медицинского освидетельствования водителя.
11 марта 2019 года между ИП Тарановой А.В. (абонент) и ООО "Альтаир-Волга" (исполнитель) заключен договор об оказании телематических услуг системы диспетчеризации, мониторинга, позиционирования подвижных объектов.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска прокурора, указав на соответствие договора фрахтования от 24 июня 2018 года действующему законодательству, наличия определенного списка пассажиров в каждом заказ-наряде, исходя из недоказанности факта осуществления ИП Тарановой А.В. регулярных перевозок пассажиров и багажа под видом заказных. Районный суд также пришел к выводу, что ИП Таранова А.В. в процессе указанной деятельности обеспечивает безопасность перевозки пассажиров.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют требованиям материального права и обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2).
Статьей 5 Федерального закона от 8 ноября 2009 года N "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установлено, что перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
В силу пункта 9 статьи 2 данного Устава маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
В соответствии со статьей 19 указанного Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N N "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании части 1 статьи 14 данного Федерального закона в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2).
Часть 3 статьи 35 названного Федерального закона обязывает водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 2 статьи 17 вышеуказанного Федерального закона право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Из материалов дела видно, что в представленном договоре фрахтования указаны маршруты движений автобуса Знаменск-Волгоград-Знаменск. Место подачи транспортных средств: "адрес", "адрес" территория разворотной площадки ж/д вокзала Волгоград-1.
Автотранспорт ИП Тарановой А.В. по заказ-наряду ИП Корсуновой Н.А. осуществляет перевозку граждан. Ежедневно ИП Корсуновой Н.А. реализуются билеты на поездки по разным направлениям и установленным маршрутам в определенные часы, а также ежедневно осуществляется заказ машины Тарановой А.В. с целью перевозок жителей города от павильона 121 по "адрес" в "адрес" до привокзальной площади на ж/д вокзале в "адрес".
Следовательно, автотранспорт ИП Тарановой А.В. ежедневно каждый час отправляется по маршрутам Знаменск-Волгоград, а также Волгоград-Знаменск. При этом посадка и высадка пассажиров осуществляется в определенных местах.
Данные обстоятельства подтверждаются журналом осмотра водителей о прохождении медицинского осмотра перед выездом с одинаковой периодичностью, графиком работы водителей, графиком отправки автобусов по указанным маршрутам, вывешенного в здании Автолайна, фотоматериалами.
Между тем, в силу статьи 787 ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.
Статьей 27 Устава автомобильного транспорта установлено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования заключенного в письменной форме. Договора фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
В соответствии с пунктом 4 указанной статьи при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа.
Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц (раздел III "Перевозка пассажиров и багажа по заказу" Правил перевозки пассажиров и багажа).
Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 указанных Правил. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью "Заказной", размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.
В ходе судебного разбирательства суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что организация ИП Тарановой А.В. совместно с ИП Корсуновой Н.А. ежедневных перевозок пассажиров по маршруту Знаменск-Волгоград-Знаменск свидетельствует о незаконности самой перевозки и о незаконности действий лиц, осуществляющих такую перевозку.
Как обоснованно указано судом апелляционной инстанции, осуществление перевозки в обход действующего законодательства Российской Федерации не позволяет надзорным органам обеспечить безопасность таких перевозок пассажиров посредством осуществления проверок такого перевозчика на соответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки.
Из материалов дела усматривается, что в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Астраханской области в качестве перевозчика по маршруту Знаменск-Волгоград-Знаменск, ИП Таранова А.В. не указана, что не оспаривается ответчиком.
Ответчик ИП Таранова А.В. осуществляет свою деятельность без договора с организатором перевозок и без карты маршрута регулярных перевозок, чем нарушаются требования статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 года N "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым перевозчик обязан иметь карту маршрута регулярных перевозок.
Кроме того, вступившим в законную силу постановлением территориального отдела госавтодорнадзора по "адрес" Волжского МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 19 февраля 2020 года ИП Таранова А.В. привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ (использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным).
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исследовав все представленные сторонами доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска прокурора, исходя из установления того факта, что ИП Таранова А.В. под видом заказных перевозок фактически организовывала и осуществляла без оформления соответствующих разрешительных документов регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом по маршрутам Знаменск-Волгоград-Знаменск, поскольку данные перевозки осуществлялись по установленному расписанию перевозок, по установленному маршруту следования перевозок, по установленным пунктам отправки, из соответствующих остановочных пунктов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и их толковании.
В кассационной жалобе заявитель в качестве основания для отмены обжалуемого судебного постановления указала на непривлечение к участию в деле ИП Корсуновой Н.А.
Вместе с тем, данное лицо не обжаловало вынесенные по настоящему делу судебные постановления, не заявляло о нарушении своих прав и законных интересов.
Заявитель кассационной жалобы не представила доказательств наличия у нее прав представлять интересы вышеуказанного лица.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов суда о фактических обстоятельствах, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные частью 3 статьи 390 ГПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 февраля 2021 года подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ИП Тарановой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Л. Никольская
Судьи Т.А. Хаянян
О.Н. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.