Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-190/2020; УИД: 24RS0021-01-2020-000210-51 по иску Скрябина Владимира Николаевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иланском районе (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, по кассационной жалобе Скрябина Владимира Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 ноября 2020г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Скрябин В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иланском районе (межрайонное) (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в Иланском районе (межрайонное)) о включении периодов работы в стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что решением ответчика от 17 мая 2019г. ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием льготного стажа, т.к. не был включен период работы в качестве кочегара (машиниста котельной).
Решение считает незаконным, т.к. работал кочегаром котельной с полным рабочим днем на твердом топливе. Работа имела сезонный характер и соответствовала отопительному сезону.
Просил суд признать незаконным решение ответчика об отказе в установлении пенсии от 17 мая 2019 г, включить в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды работы в качестве кочегара (машиниста котельной) с 15 сентября 2001 г. по 15 мая 2002 г, с 16 сентября 2002 г. по 15 мая 2003 г, с 15 сентября 2003 г. по 18 мая 2004 г, с 15 сентября 2004 г. по 15 мая 2005 г. в котельной Иланского МУП МПО ЖКХ, назначить и выплачивать страховую пенсию по старости со дня возникновения права.
Решением Иланского районного суда от 14 августа 2020г, (с учетом определений от 14 сентября 2020г. и от 12 октября 2020г.), постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Решение ГУ-УПФР в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) N от 17 мая 2019 г. об отказе Скрябину Владимиру Николаевичу в досрочном назначении страховой пенсии по старости признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) включить в стаж, дающий Скрябину Владимиру Николаевичу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы в должности машиниста котельной Иланского МУП МПО ЖКХ:
с 16 сентября 2001 г. по 15 мая 2002 г.;
с 16 сентября 2002 г. по 15 мая 2003 г.;
с 15 сентября 2003 г. по 18 мая 2004 г.;
с 15 сентября 2004 г. по 11 мая 2005 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) назначить и выплачивать Скрябину Владимиру Николаевичу страховую пенсию по старости со дня возникновения права на пенсию, то есть с 24 февраля 2020 г.".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 ноября 2020г. постановлено:
"Решение Иланского районного суда от 14 августа 2020г. и определение от 14 сентября 2020г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Скрябина Владимира Николаевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Иланском районе (межрайонное) о признании незаконным решения от 17 мая 2019г. об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в должности кочегара (машиниста котельной) в стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, назначении и выплате страховой пенсии по старости, отказать".
В кассационной жалобе истец Скрябин В.Н. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 ноября 2020г, как незаконное и необоснованное.
Относительно доводов кассационной жалобы Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске Красноярского края (межрайонное) принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемого судебного постановления судом апелляционной инстанцией не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что Скрябин В.Н. 1 марта 2001 г. был принят в МУП МПО ЖКХ слесарем по ремонту автомобилей, 17 июля 2001 г. был переведен машинистом котельной, 11 мая 2005г. уволен по собственному желанию.
Решением ГУ УПФ РФ в Иланском районе (межрайонное) от 17 мая 2019 г. Скрябину В.Н. было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, т.к. не были включены периоды работы в качестве машиниста котельной Иланского МУП МПО ЖКХ с 16 сентября 2001 г. по 15 мая 2002 г, с 16 сентября 2002 г. по 15 мая 2003 г, с 15 сентября 2003 г. по 18 мая 2004 г, с 15 сентября 2004 г. по 11 мая 2005 г, поскольку не подтверждена занятость в течение полного рабочего времени в качестве машиниста котельной.
Из акта документальной проверки достоверности сведений о застрахованных лицах, представленных в пенсионным органом в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" для целей обязательного пенсионного страхования, следует, что согласно "Расчетам премии и надбавки за профмастерство" ежемесячно в графе "слесарные" указан процент доплаты машинистам котельных. В расчетных листках (лицевых счетах) 54 застрахованных лиц за 1993-2008гг, кроме основных начислений ежемесячно начислялась доплата за слесаря. Из объяснений работодателя следует, что машинисты котельных получали доплату за выполнение работы слесаря-ремонтника, распределяя месячную ставку согласно решению бригады в процентном отношении, данные сведения ежемесячно отражались в "Расчете премии и надбавки за профмастерство" и вместе с табелем учета рабочего времени передавались в бухгалтерию.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что занятость истца на выполнении работ по должности машиниста котельной подтверждена представленными доказательствами, а выполнение слесарных работ не уменьшает затрат рабочего времени по основной профессии. Таким образом, суд пришел к выводу о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы истца в качестве машиниста котельной Иланского МУП МПО ЖКХ с 16 сентября 2001 г. по 15 мая 2002 г, с 16 сентября 2002 г. по 15 мая 2003 г, с 15 сентября 2003 г. по 18 мая 2004 г, с 15 сентября 2004 г. по 11 мая 2005 г, и назначении пенсии с 24 февраля 2020 г.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда не согласилась, указывая на то, что они не подтверждаются исследованными по делу доказательствами и являются следствием неправильного применения судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Выводы суда апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Позицией 23200000-13786 раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение машинистов (кочегаров) котельной (на угле и сланце), в том числе занятых на удалении золы.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, которые применяются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу п. п. 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п. "а" п.12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Таким образом, условия труда и постоянная занятость на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, должны подтверждаться справками, а также иными документами, выдаваемыми работодателями. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы по профессии и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Установив из анализа действующего пенсионного законодательства, что досрочное назначение страховой пенсии по старости может быть произведено пенсионным органом на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере работы, в том числе о количестве отработанного времени, режиме работы, временной нетрудоспособности, простоев, отпусков без сохранения заработной платы и т.д, суд апелляционной инстанции принимая во внимание отсутствие в материалах дела справки, уточняющая особый характер работы истца, а также занятость его в течение полного рабочего дня не менее 80% на выполнении работ, предусмотренных Списком N 2, а также отсутствие доказательств, свидетельствующих о том, что данная должность отнесена работодателем к работе с вредными условиями труда, т.к. спорные периоды работы Скрябина В.Н, зарегистрированного в системе государственного пенсионного страхования 21 июля 1998 г, отражены без указания кода особых условий труда, и что записи в трудовой книжке, архивные выписки о заработной плате и работе истца свидетельствуют лишь о факте работы Скрябина В.Н. машинистом котельной, однако не содержат сведения об иных факторах, определяющих право на пенсию на льготных условиях, обоснованно пришел к выводу, что прекращение в настоящее время деятельности Иланского МУП МПО ЖКХ не является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку работодатель в силу положений Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" был обязан ежеквартально представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, об уплаченных за него страховых взносах и о периодах деятельности, включаемых в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, в связи с чем правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал Скрябину В.Н. в удовлетворении заявленных им исковых требований.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и норм процессуального права, сформулированы с учетом значимых обстоятельств дела.
Оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку они повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном постановлении и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 ноября 2020г. оставить без изменения, кассационную жалобу Скрябина Владимира Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.