Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Салтыкова Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1609/2020 (УИД 23OS0000-01-2020-001357-04) по административному исковому заявлению Журавлева Владимира Владимировича о признании не действующими пункта 62246 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043, пункта 62246 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837, по апелляционной жалобе Журавлева Владимира Владимировича на решение Краснодарского краевого суда от 2 декабря 2020 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень на 2019 г, Перечень).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - перечень на 2020 год, Перечень).
Пунктом 62246 перечня на 2019 год, пунктом 62246 перечня на 2020 год в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 342, 8 кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
Журавлев В.В, являющийся собственником указанного объекта недвижимости, обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приведенных пунктов Перечней, обосновывая требования тем, что нежилое помещение не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 2 декабря 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, настаивает на доводах об отсутствии правовых оснований для включения объекта недвижимости в оспариваемые Перечни.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, правильно пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Проверяя соответствие содержания нормативных правовых актов в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, в оспариваемые Перечни.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует материалам дела.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи НК РФ определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.
При этом статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение N 206-227 блок 1 с кадастровым номером N, площадью 342, 8 кв. м, имеет назначение: "нежилое помещение", наименование: "нежилое помещение", находится в здании с кадастровым номером N, общей площадью 5771, 7 кв. м, расположенном по адресу: "адрес".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку принадлежащий административному истцу объект недвижимости представляет собой нежилое помещение, в котором более 20 % от общей площади объекта занимают помещения с назначением "офис", входит в состав отдельно стоящего нежилого здания, помещения которого площадью более 20 % от его общей площади предназначены для размещения офисов и торговых объектов, он соответствует критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, для объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании материалов административного дела.
Так, согласно экспликации площади помещения, содержащейся в техническом паспорте нежилого помещения с кадастровым номером N, составленном филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по г.-к. Анапа, данный объект недвижимости имеет назначение частей помещения: "коридор", "сан. узел", "офис", "подсобная", из которых офисы составляют 246, 2 кв. м, что составляет 71, 8 % от общей площади помещения.
В соответствии с технической документацией здания с кадастровым номером N, составленной филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по г.-к. Анапа, данный объект является нежилым, имеет наименование: "Торгово-производственный комплекс", состоит, в том числе из помещений, имеющих назначение "торговый зал", "офис", площадью более 20% общей площади здания.
При разрешении административного дела судом также принято во внимание, что административным ответчиком проведены мероприятия по определению вида фактического использования указанного здания на момент включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества в оспариваемый перечень на 2019 г.
Специалистом подведомственного департаменту имущественных отношений Краснодарского края государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" в установленном порядке проведено обследование нежилого здания, по результатам которого составлен акт от 20 июля 2018 г. Согласно акту здание является самостоятельным отдельно стоящим объектом, фасад которого выходит на улицу, доступ свободный. Из общей площади здания - 5771, 7 кв. м: 2021, 7 кв. м занимают офисы, что составляет 35 % от общей площади здания; 478, 4 кв. м занимают кабинеты собственников помещений, что составляет 8, 3 % от общей площади здания; 1399, 3 кв. м занимают магазины и аптека, что составляет 24, 2 % от общей площади здания; 231, 8 кв. м занимают кафе "Золотой дракон" и кафе "Итальянская пицца", что составляет 4 % от общей площади здания; 90, 6 кв.м занимает "FITNES Студия танцев SHAKE", что составляет 1, 6 % от общей площади здания; 90, 3 кв.м занимает врач-стоматолог, кабинеты врачей ООО "Содействие", что составляет 1, 6 % от общей площади здания; 11, 1 кв. м занимает комната охраны, что составляет 0, 2 % от общей площади здания; 378, 1 кв.м занимают вспомогательные помещения, что составляет 6, 6 % от общей площади здания; 1070, 4 кв.м занимают помещения без признаков использования, что составляет 18, 5 % от общей площади здания.
Приказом департамента имущественных отношений от 10 августа 2018 г. N 1750 "Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений" определен вид фактического использования здания с кадастровым номером 23:37:0102035:121 - "в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов и объектов общественного питания".
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в перечень на 2019 г. и в перечень на 2020 г. как административно-деловой и торговый комплекс.
Нахождение нежилого помещения в здании административно-делового и торгового центра (комплекса), а также информация о назначении помещений, содержащаяся в документах технического учета (инвентаризации), которая предполагает и допускает использование данного нежилого помещения в целях размещения офисов, являются самостоятельными основаниями для включения объекта недвижимого имущества в оспариваемые Перечни и, вопреки позиции административного истца, установления фактического использования этого помещения не требуется.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, правомерно не усмотрев несоответствие оспариваемых пунктов Перечней имеющим большую силу нормативным правовым актам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям КАС РФ, в нем дан подробный правовой анализ оспариваемых административным истцом нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 2 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Журавлева Владимира Владимировича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 июня 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.