Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В, судей Колпаковой А.В, Носковой А.А, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Краснодарского краевого суда административное дело N 23OS0000-01-2020-001495-75 по административному исковому заявлению Марковой Натальи Николаевны о признании недействующими в части приложений к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года N 2837 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" по апелляционной жалобе представителя административного истца Марковой Натальи Николаевны - Цыкало Ирины Геннадьевны на решение Краснодарского краевого суда от 12 января 2021 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В, объяснения представителя административного истца Марковой Н.Н. - Цыкало И.Г, заключение старшего прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года N 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - перечень на 2019 г, Перечень).
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года N 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - перечень на 2020 г, Перечень).
Согласно пунктам 40247, 70949 перечня на 2019 г, пунктам 40026, 71247 перечня на 2020 г. в них включены отдельно стоящее здание с кадастровым номером "данные изъяты" и находящееся в нем помещение с кадастровым номером "данные изъяты", соответственно, расположенные по адресу: "адрес"
Маркова Н.Н, являясь участником права общей долевой собственности на вышеуказанное помещение, обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных пунктов, обосновывая требования тем, что указанные объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 12 января 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель Марковой Н.Н. - Цыкало И.Г. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и норм процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными судом апелляционной инстанции о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании участия не принимали, об отложении судебного разбирательства - не ходатайствовали.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, заключение старшего прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие.
Проверяя соответствие содержания Перечней в оспариваемых частях нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения здания и расположенного в нем помещения, принадлежащего административному истцу, в оспариваемые Перечни.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует материалам дела.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом при его рассмотрении и разрешении, принадлежащее административному истцу помещение с кадастровым номером "данные изъяты", наряду с иными помещениями, находится в здании с кадастровым номером "данные изъяты", включенном в оспариваемые Перечни.
Согласно представленным суду материалам дела, сведения о зарегистрированных правах на здание с кадастровым номером "данные изъяты" в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, установив соответствие здания признакам объектов недвижимости, предусмотренных положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу и о правомерности включения в оспариваемые Перечни принадлежащего административному истцу помещения, расположенного в спорном здании.
Оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Согласно техническому паспорту на здание с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 3 313, 6 кв.м, составленному по состоянию на 15 июля 2004 г, площадь помещений с назначением "офис", "кондитерский цех", "комната готовой продукции", "мясной цех", "мойка", "комната проверки яиц", "чайная", "овощной цех", "морозильная камера", "холодильная камера", "горячий цех", "холодильный цех", "зона раздачи", "зал обслуживания посетителей" составляет более 20 % от общей площади здания.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, содержание экспликации названного технического паспорта, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае здание с кадастровым номером "данные изъяты" соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данное здание предполагает его использование одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания.
В свою очередь, является правомерным и отвечающим положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации включение в оспариваемые Перечни помещения с кадастровым номером "данные изъяты", находящегося в вышеуказанном здании.
При таком положении, то обстоятельство, что при утверждении оспариваемых Перечней фактическое использование спорных здания и помещения не устанавливалось, правового значения не имеет.
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости технического паспорта, проанализированного судом первой инстанции, поскольку он составлен после 1 января 2013 г. - после даты, с наступлением которой, согласно действующему законодательству в сфере кадастровой деятельности, изготовление технических паспортов для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости не предусмотрено, являются не состоятельными, поскольку сведений о каких-либо изменениях содержания представленной технической документации после указанной даты, в том числе, влекущих вывод об изменении назначений помещений спорного здания, материалы дела не содержат. Не указано на таковые и стороной административного истца.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", на котором расположено спорное здание - "для завершения строительства 5-этажного административного здания, для размещения административных зданий", с учетом положений Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, безусловно не свидетельствует о возможности размещения на земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Вместе с тем, данное обстоятельство не опровергает выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемых Перечней противоречащими действующему налоговому законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела и неправильном толковании норм материального права. Доводов, указывающих на наличие оснований для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Краснодарского краевого суда от 12 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.