Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Кировсклес" Пустовойта М.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ООО "Кировсклес" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей без конфискации продукции незаконного природопользования, без конфискации орудий совершения административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Кировсклес" Пустовойт М.В. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы генерального директора ООО "Кировсклес" Пустовойта М.В, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.
Частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.
Из положений статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474 (далее - Правила), заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Из пп. "е" пункта 12 Правил следует, что при заготовке древесины рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев запрещается.
Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утвержден приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 года N 513 (пункт 13 Правил).
Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность, а также обязаны устранить выявленное нарушение и возместить причиненный вред.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края N от ДД.ММ.ГГГГ и Планового (рейдового) задания от ДД.ММ.ГГГГ N в период с 27 по ДД.ММ.ГГГГ проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории (лесного участка) в выделах "адрес", "адрес", в ходе которого установлено, что на данном лесном участке в выделах "адрес" находятся две лесосеки для заготовки древесины, разработка которых ведется в соответствии с лесной декларацией N от ДД.ММ.ГГГГ, поданной в Министерство лесного хозяйства и охотничьего хозяйства Приморского края ООО "Кировсклес". Разработку обоих лесосек ведет субподрядчик ООО " "данные изъяты"" в соответствии с договором N оказания услуг на выполнение лесозаготовительных работ от ДД.ММ.ГГГГ заключенным с ООО "Кировсклес".
В соответствии с лесной декларацией N в выделе "адрес" расположена лесосека для заготовки деловой древесины в порядке добровольно-выборочных рубок площадью 29, 2 га. Предусмотрена заготовка в ходе основных лесосечных работ пород древесины: ель - 43 куб.м, дуб - 215 куб.м, ильм 50 куб.м, клён - 30 куб.м, осина - 80 куб.м, ясень - 65 куб.м, береза белая - 70 куб.м. Рубка деревьев в порядке подготовительных работ пород: липа - 50 куб.м, кедр - 4 куб.м, орех - 3 куб.м, бархат - 3 куб.м.
В ходе обследования лесосеки установлено, что на лесосеке имеются многочисленные пни деревьев породы липа диаметрами 40-70 см, которые расположены в пасеках между трелевочными волоками, все пни имеют здоровый вид, без гнилей и иных древесных пороков. Имеются отдельные пни деревьев породы липа на выгрузочном пункте и на трелевочных волоках. На лесосеке обнаружено спиленные деревья породы "калопанакс семилопастный" ("диморфант"), с диаметром пней 54, 56 см, а также спиленные деревья породы "липа амурская", "липа мунчьчжурская" диаметрами пней от 20 см до 86 см.
По наличию на порубочных остатках, а именно ветвях от спиленных деревьев липы, дерева "диморфанта", завядших листьев, по светлым срезам пней, с учетом срока действия лесной декларации со ДД.ММ.ГГГГ, рубка произведена в вегетационный период в мае - июне 2020 года. Валка деревьев на лесосеке производилась с применением бензопил. На момент осмотра на лесосеках устройство магистральных волоков произведено бульдозером, путем планировки грунта на волоках. Трелевка древесины от пня до магистральных волоков производилась бессистемно, в просветы между деревьями. На волоках видны следы волочения древесины, отсутствует прошлогодний опад листьев на магистральных волоках. Видны следы гусеничной и колесной трелевочной техники.
При проведении расчетов по количеству срубленной древесины липы было установлено, что на лесосеке "адрес" при проведении подготовительных работ спилено 4 дерева общим объемом 2, 57 куб.м, при проведении незаконной рубки - 31 дерево общим объемом 29, 44 куб.м, на лесосеке "адрес" при проведении подготовительных работ спилено 7 деревьев общим объемом 3, 15 куб.м, при проведении незаконной рубки - 66 деревьев общим объемом 80, 90 куб.м, при проведении незаконной рубки "диморфанта" спилено 1 дерево общим объемом 1, 60 куб.м.
Размер вреда, причиненного незаконной рубкой и повреждением до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан на лесосеке N по лесной декларации N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Кировсклес" выдел "адрес" составил по породе "липа" 99 094 рублей; на лесосеке N выдел "адрес" по породе "липа" - 271 879 рублей, "диморфант" 14 170 рублей (всего размер вреда составил 388 143 рубля).
Действия ООО "Кировсклес" выразившиеся в спиливании деревьев липы в ходе незаконной рубки, а не в ходе подготовительных работ, а также в том, что спиленные деревья породы "липа" общим объемом 110, 34 куб.м не включены в лесную декларацию N от ДД.ММ.ГГГГ, является нарушением требований пп. "е" пункта 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ; актом планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей; договором аренды лесного участка для заготовки древесины, лесных ресурсов и сбора лекарственного сырья N от ДД.ММ.ГГГГ; договором передачи прав и обязанностей по договору N от ДД.ММ.ГГГГ; соглашением о переуступке права по договору от ДД.ММ.ГГГГ; актом приема-передачи лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ; копией лесной декларации N от ДД.ММ.ГГГГ; проектом освоения лесов от 2018 года; технологической картой лесосечных работ; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей; ведомостями пересчета пней срубленных деревьев породы "липа"; определением размер вреда; расчетом объема незаконно спиленной древесины по вышеуказанным лесосекам; копией распоряжения Губернатора Приморского края N 119-пг от ДД.ММ.ГГГГ с приложением; договором оказания услуг на выполнение лесозаготовительных работ от ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями свидетеля ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской ЕГРЮЛ в отношении ООО "Кировсклес" и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела и дав им надлежащую оценку, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Кировсклес" состава административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия ООО "Кировсклес" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако доказательств, свидетельствующих о том, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, не представлено, ссылок на такие доказательства доводы жалобы не содержат. Возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Кировсклес" составлен в полном соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемым к его форме и содержанию, уполномоченным на то должностным лицом, сведения, необходимые для рассмотрения дела, в протоколе отражены, наличие которых установлено статьей 28.2 названного Кодекса, вследствие чего правовых оснований для признания его недостоверным доказательством не усматривается.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", незаконной является рубка лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли - продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
С учетом указанного, рубка деревьев породы липа не предусмотрена проектом освоения ООО "Кировсклес" по договору аренды лесного участка для заготовки древесины, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственного сырья N от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме этого в квартале "адрес" запрещена рубка данных деревьев Лесным планом Приморского края на 2019-2028 годы, утвержденным распоряжением Губернатора Приморского края от 30 апреля 2019 года N 119-рг.
Довод жалобы о том, что при составлении протокола осмотра (рейдового) принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей права законному представителю юридического лица не разъяснялись, подлежит отклонению, поскольку данный протокол не является протоколом о применении мер обеспечения производства по делу. Результаты проведенного осмотра, которые зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра от ДД.ММ.ГГГГ явились поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и составления протокола об административном правонарушении в отношении общества. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ полностью изложены права и обязанности, и указанное определение было получено представителем общества ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ. При этом в протоколе об административном правонарушении, который был направлен обществу, права лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, также были разъяснены.
Вопреки доводам жалобы плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории (лесного участка) был проведен на основании приказа Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края N 645 от 25 мая 2020 года и Планового (рейдового) задания от 26 мая 2020 года N 18-2020.
Доводы жалобы о том, что в действиях ООО "Кировсклес" отсутствует состав административного правонарушения, являются необоснованными, указанному доводу судебными инстанциями дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться. Так по делу установлено, что лесозаготовительные работы в выделах "адрес" выполнялись ООО " "данные изъяты"". При этом согласно подпункту "а" пункта 11 договора аренды лесного участка N от ДД.ММ.ГГГГ арендатор, то есть ООО "Кировсклес" обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором. Пункт 13.1 вышеуказанного договора предусматривает ответственность арендатора за незаконную рубку. Таким образом, ООО "Кировсклес" несет ответственность и за нарушения требований Правил заготовки древесины, Правил ухода за лесами и других нормативных актов в сфере природопользования.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.
Аналогичные доводы жалобы был предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Административное наказание назначено ООО "Кировсклес" в пределах санкции части 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 указанного Кодекса, с учетом характера, обстоятельств совершенного правонарушения.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Советского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ООО "Кировсклес" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Кировсклес" Пустовойта М.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.