Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности директора государственного автономного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва зимних видов спорта" Ферстяева А.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области - начальника отдела организации деятельности особо охраняемых природных территорий, и биоразнообразия департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение руководителя структурного подразделения - директора департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области - начальника отдела организации деятельности особо охраняемых природных территорий, и биоразнообразия департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области N от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением руководителя структурного подразделения - директора департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - государственное автономное учреждение "Спортивная школа олимпийского резерва зимних видов спорта" (далее - ГАУ "СШОР ЗВС") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановление и решение должностных лиц административного органа изменены, размер административного штрафа снижен до 150 000 рублей. В остальной части постановление и решение оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, исполняющий обязанности директора ГАУ "СШОР ЗВС" Ферстяев А.А. просит вступившие в законную силу акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы исполняющего обязанности директора ГАУ "СШОР ЗВС" Ферстяева А.А, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, то есть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными актами.
Из преамбулы к Федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) следует, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного пользования и для них установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются перечисленные в пункте 2 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ категории указанных территорий, к числу которых относятся памятники природы.
Памятниками природы являются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения (пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 33-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона N 33-ФЗ природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из пунктов 1, 2 статьи 27 Федерального закона N 33-ФЗ следует, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы; собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Постановлением администрации Сахалинской области от 7 марта 2008 года N 58-па "Об утверждении изменения границ и упразднения памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведенной в 2005 году" утверждены границы памятника природы "Роща ореха маньчжурского".
Территория памятника природы "Роща ореха маньчжурского" отражена на Публичной кадастровой карте Российской Федерации как зона с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) с учетным номером N.
Постановлением администрации Сахалинской области от 7 марта 2008 года N 59-па "Об утверждении границ и режима особой охраны территории памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведённой в 2005 году" утвержден особый режим охраны территории памятника природы "Роща ореха маньчжурского", согласно которому на территории памятника природы запрещается, в том числе, рубки лесных насаждений (за исключением рубок ухода за лесами в насаждениях искусственного происхождения (лесных культурах) в порядке, установленном лесным законодательством); повреждение почвенно-растительного покрова.
Из материалов дела следует, что согласно приказу Министра лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от 9 сентября 2013 года N 72-п, лесной участок, расположенный в эксплуатационных лесах, в границах "адрес", на территории муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" Сахалинской области, общей площадью 1212, 7га, с кадастровым номером N, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГАУ "СШОР ЗВС" для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
На основании приказа директор ГКУ "Сахалинские лесничества" от ДД.ММ.ГГГГ N проведен рейдовый осмотр, обследование особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы "Роща ореха маньчжурского", в ходе которого должностными лицами Южно-Сахалинского лесничества установлено, что с северо-западной стороны памятника природы в границах земельного участка с кадастровым номером N, который передан в постоянное (бессрочное) пользование ГАУ "СШОР ЗВС" и частично расположен в границах памятника природы регионального значения "Роща ореха маньчжурского" пройдено бульдозером 60 м, проложена дорога, снят плодородный растительный слой почвы и проведена планировка по ранее прорубленной трассе.
Данные нарушения отражены в Акте от ДД.ММ.ГГГГ N.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГАУ "СШОР ЗВС" протокола N об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также на основании приказа директора ГКУ "Сахалинские лесничества" от ДД.ММ.ГГГГ N проведен рейдовый осмотр, обследование особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы "Роща ореха маньчжурского", в ходе которого ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Южно-Сахалинского лесничества установлено, что в границах памятника природы произведена рубка деревьев, указанных в ведомости учета срубленных деревьев.
Данные нарушения отражены в Акте от ДД.ММ.ГГГГ N.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГАУ "СШОР ЗВС" протокола N об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ указанные протоколы об административном правонарушении объединены в одно производство.
Таким образом, ГАУ "СШОР ЗВС" нарушены части 1, 2 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", подпункт 3.1 постановления администрации Сахалинской области от 7 марта 2008 года N59-па "Об утверждении границ и режима особой охраны территорий памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведенной в 2005 году".
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность доказательств, полученных в ходе производства по делу об административном правонарушении, объективно свидетельствует о совершении ГАУ "СШОР ЗВС" административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая отсутствие доказательств наличия обстоятельств, вызванных объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля ГАУ "СШОР ЗВС", при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него, равно как и доказательств, подтверждающих принятие ГАУ "СШОР ЗВС" всех зависящих от него мер для соблюдения режима особой охраны территории памятников природы, оно обоснованно привлечено к административной ответственности.
Поскольку часть особо охраняемой природной территории - регионального памятника природы "Роща ореха маньчжурского" расположена в границах предоставленного ГАУ "СШОР ЗВС" лесного участка с вышеуказанным кадастровым номером, сведения о границах указанного памятника природы внесены в Единый государственной реестр недвижимости, а также отражены в Публичной кадастровой карте, то вопреки доводам жалобы, ГАУ "СШОР ЗВС" имело возможность получить указанные сведения до проведения соответствующих работ на территории памятника природы.
При этом судебными инстанциями правильно установлено, что наличие у ГАУ "СШОР ЗВС" разрешения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений и утвержденного Проекта освоения лесов лесного участка, переданного ГАУ "СШОР ЗВС" в пользование, равно как и отсутствие в Выписке из единого государственного реестра недвижимости зарегистрированного ограничения прав и обременения в отношении лесного участка с вышеуказанным кадастровым номером, сами по себе, не являются основанием для освобождения ГАУ "СШОР ЗВС" от административной ответственности при установленных обстоятельствах, поскольку не освобождало его обязанности соблюдать режим особой охраны территории памятников природы.
Вопреки доводам жалобы нарушение срока составления протоколов об административном правонарушении, установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несущественным недостатком протоколов, поскольку этот срок не является пресекательным.
Оснований для применения положений статей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку совершенное ГАУ "СШОР ЗВС" правонарушение связано с нарушением требований законодательства в области охраны территории памятников природы, соблюдение которых является обязанностью каждого субъекта, осуществляющего хозяйственную и иную деятельность.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, они не опровергают наличие в действиях ГАУ "СШОР ЗВС" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ГАУ "СШОР ЗВС" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ГАУ "СШОР ЗВС" с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления и решения должностных лиц и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сахалинской области - начальника отдела организации деятельности особо охраняемых природных территорий, и биоразнообразия департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение руководителя структурного подразделения - директора департамента особо охраняемых природных территорий, охраны объектов животного мира и охоты Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении государственного автономного учреждения "Спортивная школа олимпийского резерва зимних видов спорта" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности Ферстяева А.А. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.