Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В, судей Власенко И.Г, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах Малиновского Станислава Борисовича к краевому государственному казенному учреждению "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий", Министерству социального развития и труда Камчатского края об оспаривании действий, взыскании удержанной части аванса ежемесячной денежной компенсации, по кассационной жалобе Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 3 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, выслушав представителя истца - прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия
установила:
Первый заместитель прокурора города Петропавловска-Камчатского обратился в суд в интересах Малиновского С.Б. с названным иском к ответчикам, указав, что прокуратурой проведена проверка по вопросу соблюдения КГКУ "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" (далее КГКУ "Центр выплат") законодательства в сфере социальных прав граждан, в рамках которой установлено, что Малиновский С.Б, проживающий в "адрес" "адрес" с 1 октября 2009 года является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по категории "инвалид". С ноября 2018 года ежемесячная компенсация выплачивалась истцу в размере 20% регионального стандарта, т.е. в пределах авансирования.
При поступлении в КГКУ "Центр Выплат" сведений о фактическом объёме жилищно-коммунальных услуг, потреблённых Малиновским С.Б. за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года, ответчиком произведён перерасчёт ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, предоставленной авансом, в результате которого установлен факт излишне выплаченных денежных средств в размере 37 607 руб. 60 копеек, в связи с чем КГКУ "Центр выплат", без получения от Малиновского С.Б. согласия, производит удержание излишне выплаченных денежных средств из предназначенной истцу текущей ежемесячной денежной компенсации.
Сумма удержанной компенсации за период с октября 2018 года по май 2019 года составила 3 960 руб. 01 копейка, с ноября 2018 года по апрель 2019 года недополученная Малиновским С.Б. часть ежемесячной денежной компенсации составила 1 559 руб. 94 копейки.
По мнению истца, авансирование ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, без учёта фактического объёма потребленных коммунальных услуг, является незаконным, поскольку такой порядок предоставления льготы не предусмотрен федеральным законодательством. В связи с чем установление факта переплаты и последующее удержание излишне выплаченных денежных средств фактически является отказом в предоставлении мер социальной поддержки в размере и порядке, установленном федеральным законодательством, в виде ежемесячной денежной компенсации.
Уточнив исковые требования, прокурор просил признать незаконными действия КГКУ "Центр выплат" по удержанию с Малиновского С.Б. выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчёта за период с 1 января 2017 года по 31 октября 2018 года; взыскать с Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ "Центр выплат" в пользу Малиновского С.Б. удержанную часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по май 2019 года в размере 3 960 руб. 01 копейки, а также недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по апрель 2019 в размере 1 559 руб. 94 копеек.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 10 октября 2019 года, в удовлетворении иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 мая 2020 года принятые по делу судебные постановления отменены, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 8 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены. Действия КГКУ "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" по удержанию с Малиновского С.Б. выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с 1 января 2017 года по 31 октября 2018 года признаны незаконными. С Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" в пользу Малиновского С.Б. взыскана удержанная часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по май 2019 года в размере 3 960 руб. 01 копейки, а также недополученная часть ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по апрель 2019 года в размере 1 559 руб. 94 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 3 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края ставит вопрос об отмене апелляционного определения, принятии нового решения по делу. Считает, что судом апелляционной инстанции неверно определено содержание статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регулирующей спорные правоотношения. Полагает, что к таким отношениям не применимы положения приказа министерства от 24 ноября 2016 года N 1283-п "Об утверждении Порядка предоставления денежных компенсаций платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае" как утратившие силу. Настаивает на том, что право Малиновского С.Б. на получение мер социальной поддержки в виде компенсации 50 % расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не нарушено, поскольку удержание переплаты относится к полномочиям органов социальной защиты и связано с переходом правил расчета социальной выплаты от норматива к фактическому потреблению.
КГКУ "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" в письменных объяснениях поддержало доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царева М.Г. поддержала возражения прокуратуры Камчатского края, полагала обжалуемое судебное постановление не подлежащим отмене.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы гражданского дела, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении гражданского дела судом апелляционной инстанции допущены не были.
Согласно части 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Судами установлено и из материалов гражданского дела следует, что Малиновский С.Б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2007 года является инвалидом второй группы бессрочно по причине общего заболевания; с 1 октября 2009 года получает меры социальной поддержки по категории "инвалид", предоставляемой в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в многоквартирном доме по месту жительства: "адрес"
За период с 1 января 2017 года по 28 февраля 2019 года Малиновскому С.Б. была выплачена КГКУ "Центр выплат" на указанные цели ежемесячная компенсация в общей сумме 60 033 руб. 55 копеек. Оплата производилась путем авансирования расходов.
После получения сведений о конкретных объемах жилищно-коммунальных услуг, потребленных истцом за период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года, КГКУ "Центр выплат" произвел перерасчет исходя из того, что сумма выплаченного получателю аванса превышает на 37 607 руб. 60 копеек расходы по оплате фактически потребленных жилищно-коммунальных услуг.
В этой связи с октября 2018 года КГКУ "Центр выплат" стал ежемесячно удерживать часть излишне выплаченных денежных средств из суммы причитающейся истцу ежемесячной денежной компенсации.
Полагая незаконными действия КГКУ "Центр выплат" по перерасчету и уменьшению в одностороннем порядке ежемесячной денежной компенсации на сумму переплаты, которая фактически приводит к уменьшению размера данной меры социальной поддержки инвалидов, прокурор обратился в интересах Малиновского С.Б. в суд с иском к КГКУ "Центр выплат" и Министерству социального развития и труда Камчатского края о признании незаконными указанных действий, взыскании удержанной части аванса ежемесячной денежной компенсации и ее недополученной части.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции в решении от 8 сентября 2020 года исходил из того, что полномочия ответчика по производству перерасчета и удержанию денежных средств при указанных обстоятельствах, предусмотренные Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденным приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года N 1233-п, признаны не действующими решением Камчатского краевого суда от 29 марта 2019 года по делу N 3а-9/2019 и противоречат части 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку в результате реализации таких полномочий лица, имеющие статус инвалида, лишаются указанных мер социальной поддержки государства.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции, отклонивший за необоснованностью апелляционную жалобу Министерства социального развития и труда Камчатского края, о чем постановлено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 3 декабря 2020 года.
Суд кассационной инстанции не находит оснований сомневаться в правильности обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции, выводы которого основаны на установленных по делу обстоятельствах, представленных в деле доказательствах и нормах материального права, подлежащего применению к спорным отношениям.
Судами обеих инстанций сделан обоснованный вывод о том, что Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, предусматривающий авансирование ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, последующий перерасчет таких выплат по фактическим объемам потребленных услуг и удержание переплаты в одностороннем порядке, не соответствует смыслу и содержанию федерального законодательства, устанавливающего данную меру государственной поддержки инвалидов, ведет к фактическому лишению права граждан на получение названной компенсации, что является недопустимым, а нарушенные права истца в результате применения такого порядка подлежат восстановлению.
Доводы кассационной жалобы ответчика получили надлежащую оценку в судах, разрешивших гражданское дело по существу, которую суд кассационной инстанции находит правильной.
Такие доводы не содержат указание на существенное нарушение норм материального либо процессуального права, повлекшее принятие незаконного по делу решения, в связи с чем основанием к отмене обжалуемого решения быть не могут.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 3 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края - без удовлетворения.
Председательствующий К.В. Аноприенко
Судьи И.Г. Власенко
Л.Ю. Панфилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.