Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л, судей Виноградовой О.Н, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело (с использованием системы ВКС) по иску Тихоненко И.И. к администрации муниципального образования "Нерюнгринский район", администрации городского поселения "Поселок Золотинка", Министерству строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) при Правительстве Республика Саха (Якутия) о взыскании субсидии и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Тихоненко И.И. на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, выслушав пояснения Тихоненко И.И, судебная коллегия
установила:
Тихоненко И.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Нерюнгринский район", администрации городского поселения "Поселок Золотинка", Министерству строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) при Правительстве Республика Саха (Якутия) о взыскании субсидии и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указав, что в октябре 1987 года он приехал как молодой специалист на работу в поселок Нагорный Нерюнгринского района Якутской АССР преподавателем русского языка и литературы. В последующем он устроился работать в старательскую артель "Золотинка", поселок Нагорный был закрыт. Тихоненко И.И. с марта 2011 года обращался в администрацию МО "Нерюнгринский район" о предоставлении ему и членам семьи субсидии в связи с закрытием поселка Нагорный, поскольку они были зарегистрированы в п. Нагорный. Тихоненко И.И. сдал необходимые документы главе администрации поселка Золотинка ФИО4, вопрос не был решен.
В августе 2013 г. Тихоненко И.И. снова сдал документы, однако при смене власти документы снова были утеряны.
В феврале 2014 г. истец обратился в Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) с иском к администрации МО "Нерюнгринский район" о выплате компенсации и материального ущерба, решением суда ему было отказано в удовлетворении заявленных требований. На тот момент у него на руках отсутствовал список граждан для переселения семей из п. Нагорный в город Нерюнгри. Через прокуратуру г. Нерюнгри он получил список и узнал о том, что включен в список граждан, подлежащих переселению из поселка Нагорный в г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия).
С учетом утонения исковых требований, просил суд взыскать с администрации МО "Нерюнгринский район" денежную субсидию в размере 3 995 440 рублей и компенсацию морального вреда в размере 7 554 560 рублей.
Определением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков к участию в деле привлечены администрация городского поселения " "адрес"", Министерство строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) при Правительстве Республика Саха (Якутия).
Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ Тихоненко И.И. отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Тихоненко И.И. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций.
В судебном заседании суда кассационной инстанции (с использованием системы ВКС) Тихоненко И.И. настаивал на доводах кассационной жалобы.
"адрес"ной администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, выслушав участника процесса, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случае.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", вступившим в силу с 1 января 2012 года, закреплено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации. Порядок согласования устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 1).
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона N 211-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2013 года N 1146 утверждены Правила согласования с Правительством Российской Федерации закрытия населенных пунктов (в том числе городов, поселков), полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2011 года N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, не имеющие иных жилых помещений на территории Российской Федерации или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, проживающие по месту жительства в указанных населенных пунктах. Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, проживающие по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право состоять на данном учете, жилищные субсидии им предоставляются в соответствии с имеющейся очередностью для указанной категории граждан.
В соответствии с пунктами 2, 9, 10 Правил для согласования с Правительством Российской Федерации закрытия населенного пункта высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения о закрытии населенного пункта.
По результатам рассмотрения предложений о закрытии населенного пункта Межведомственная комиссия выдает заключение о целесообразности (нецелесообразности) согласования указанного предложения.
В случае выдачи заключения Межведомственной комиссии о целесообразности согласования предложения о закрытии населенного пункта Министерство экономического развития Российской Федерации готовит проект распоряжения Правительства Российской Федерации о согласовании закрытия населенного пункта и вносит его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
До вступления в законную силу названных Правил согласование закрытия населенных пунктов осуществлялось Правительством Российской Федерации на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации путем издания соответствующего распоряжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в перечне подпрограмм которой указаны мероприятия по реализации Закона о жилищных субсидиях.
Согласно Подпрограмме программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" право на получение социальных выплат, в числе прочих категорий, имеют граждане Российской Федерации, выезжающие из городов, поселков, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
В силу Федерального Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 05 июля 2011 года право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений и условия их предоставления, имеют граждане Российской Федерации, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов, не имеющие иных жилых помещений на территории Российской Федерации или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, проживающие по месту жительства в указанных населенных пунктах.
В статье 2 данного Закона указано, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, проживающие по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его закрытии.
Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879, устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с пунктами 2 и 3 указанного Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Материалами дела установлено, что согласно справке Управления образования Нерюнгринской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N Тихоненко И.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал учителем английского языка средней школы N "адрес" в системе Нерюнгринского городского отдела народного образования.
Из архивной справки МБУ "Муниципальный архив "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N С-466 усматривается, что Тихоненко И.И. в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Старательской артели "Золотинка" комбината "Алданзолото".
Истец Тихоненко И.И. и члены его семьи были зарегистрированы по адресу: Республика Саха (Якутия), "адрес", ул. БАМ, "адрес" период с 1987 года по 1995 год, что подтверждается отметкой о регистрации в паспорте истца от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке Управления образования Нерюнгринской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N супруга истца Тихоненко И.И. - Тихоненко Т.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем русского языка и литературы средней школы N г. Нерюнгри в системе Муниципального Управления образования г. Нерюнгри.
Распоряжением Правительства Pеспублики Cаха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О выделении бюджетных ассигнований муниципальному образованию "Нерюнгринский район" МО "Нерюнгринский район" были выделены бюджетные ассигнования и направлены городскому поселению "Поселок Золотинка" на переселение жителей п. Нагорный в г. Нерюнгри.
По постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня строек, объектов и направлений Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2011 год", распоряжению Правительства Pеспублики Cаха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ "О выделении бюджетных ассигнований МО "Нерюнгринский район"", постановлению Нерюнгринской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ "О переселении жителей поселка Нагорный в 2011 году" в связи с невозможностью жизнеобеспечения произведена ликвидация поселка Нагорный с переселением жителей поселка в г. Нерюнгри.
На основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня строек, объектов и направлений Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ N-р" утвержден список граждан, подлежащих переселению из п. Нагорный.
В период с 2010 по 2013 года из бюджета Республики Саха (Якутия) были выделены денежные средства на приобретение 34 квартир на общую сумму 25, 521 млн. руб, проведено поэтапное переселение жителей поселка Нагорный Нерюнгринского района, зарегистрированных и фактически проживающих в п. Нагорный.
В соответствии с постановлением Нерюнгринской районной администрации N от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Главы городского поселения "Поселок Золотинка" Нерюнгринского района N от ДД.ММ.ГГГГ был сформирован список жителей пос. Нагорный для переселения в 2011 году в г. Нерюнгри. Согласно вышеперечисленным документам списки жителей для переселения из пос. Нагорный в 2011 году формировались до ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ ГС N-VI "Об упразднении поселка Нагорный Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия)" поселок Нагорный Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) упразднен с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2019 года N 313 принято решение об исключении поселка Нагорный Нерюнгринского района из учетных данных административно-территориального деления Республики Саха (Якутия) в связи отсутствием постоянного проживающего населения, фактической утратой функций и значения населенного пункта.
Судом установлено, что процедура закрытия (ликвидации) поселка Нагорный Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) и переселения граждан из него началась не ранее 2010 года.
Решением Нерюнгринского городского суда Pеспублики Cаха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении исковых требований Тихоненко И.И. к АМО "Нерюнгринский район" о выплате компенсации и материального ущерба. Из решения следует, что на учете в качестве нуждающейся семья Тихоненко не состоит. Тихоненко И.И. обращался с просьбой о предоставлении ему жилья, однако документы, подтверждающие его нуждаемость, при этом не предоставлял.
Решением Нерюнгринского городского суда Pеспублики Cаха (Якутия) от 16 мая 2017 года Тихоненко И.И. признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: п. Нагорный, ул. БАМ, "адрес" связи с длительным не проживанием в спорном жилом помещении.
Из письма главы городского поселения "Поселок Золотинка" в адрес Тихоненко И.И. от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в Золотинской поселковой администрации отсутствуют поданные заявления с просьбой предоставить жилье семье Тихоненко И.И. для переселения, либо о том, что семья Тихоненко И.И. нуждается в улучшении жилищных условий. Также отсутствуют документы, подтверждающие право на включение в данные списки. У Тихоненко И.И. отсутствуют необходимые правоустанавливающие документы на право проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: п. Нагорный, ул. БАМ, "адрес" (договор социального найма, иной договор). Данные обстоятельства послужили препятствием для включения семьи Тихоненко И.И. в списки для переселения.
Из решениея Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец Тихоненко И.И. и члены его семьи в списки включены не были, поскольку Тихоненко И.И. не предоставил соответствующего пакета документов. С вопросом о предоставлении жилого помещения на территории поселка Золотинка в администрацию ГП "Поселок Золотинка" истец не обращался.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, установил, что на момент начала мероприятий по закрытию (ликвидации) поселка Нагорный и переселения граждан из него, как закрывающегося, Тихоненко И.И. фактически не проживал в поселке, выехав из него в 1991 году, то есть до начала ликвидационных мероприятий и до признания поселка закрывающимся. Истец не подтвердил нуждаемость в улучшении жилищных условий, как переселившийся из закрывающегося поселка и не имеющий другого жилья, не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, с момента выезда и до обращения в суд не заявлял о своем статусе, как лица, выехавшего из закрывающегося поселка и имеющего право на первоочередное получение жилищной субсидии.
Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно изложены в решении и апелляционном определении.
Судебная коллегия кассационного суда с такими выводами соглашается.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тихоненко Ивана Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.